Позитивная психология

Как позитивное мышление портит нам жизнь

Экология жизни: Постоянные попытки «мыслить позитивно» и «стать лучшей версией себя» привели людей к эпидемии депрессии.

Датский психолог Свен Бринкман считает, что постоянные попытки «мыслить позитивно» и «стать лучшей версией себя» привели людей к эпидемии депрессии. По его мнению, давно пора уволить коучей и начать читать хорошие художественные романы вместо литературы по саморазвитию.

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла его книга «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать» — он предлагает семь правил, которые позволят избавиться от навязанной позитивной психологии.

Барбара Хелд, выдающийся американский профессор психологии, уже давно критикует явление, которое называет «тиранией позитива».

Согласно ей, идея позитивного мышления особенно широко распространилась в США, но и во многих других западных странах в доморощенной психологии бытует мнение, что нужно «мыслить позитивно», «ориентироваться на внутренние ресурсы» и рассматривать проблемы как интересные «вызовы». Даже от серьезно больных людей ожидается, что из своей болезни они «извлекут опыт» и в идеале станут сильнее.

В бесчисленных книгах по саморазвитию и «историях страданий» люди с физическими и психическими недугами рассказывают, что не хотели бы избежать кризиса, так как благодаря ему многому научились.

Я думаю, немало из тех, кто серьезно болеет или переживает иной жизненный кризис, чувствуют давление необходимости позитивно относиться к ситуации. Но очень немногие вслух говорят о том, что вообще-то болеть — это ужасно и лучше бы с ними этого никогда не случалось.

Обычно заголовок подобных книг выглядит так: «Как я пережил стресс и чему научился», и вряд ли вы найдете книгу «Как я испытал стресс и ничего хорошего из этого не вышло». Мы не только испытываем стресс, болеем и умираем, но еще и обязаны думать, что все это нас многому учит и обогащает.

Если вам, как и мне, кажется, что тут что-то явно не так, то следует научиться обращать больше внимания на негатив и таким образом бороться с тиранией позитива. Это даст вам еще одну опору, чтобы твердо стоять на ногах.

Мы должны вернуть себе право думать, что иногда все просто плохо, и точка.

К счастью, это стали осознавать многие психологи, например критический психолог Брюс Левин. По его мнению, первый из способов, как профессионалы в области здравоохранения усугубляют проблемы людей, — это совет жертвам изменить отношение к ситуации. «Просто смотрите на это позитивно!» — одна из худших фраз, которую можно сказать человеку в беде. Кстати, на десятом месте в списке Левина стоит «деполитизация человеческих страданий». Это означает, что всевозможные человеческие проблемы списываются скорее на недостатки людей (низкую мотивацию, пессимизм и так далее), чем на внешние обстоятельства.

Как уже говорилось, Барбара Хелд — один из самых активных критиков позитивной психологии. Эта область исследования стала стремительно развиваться в конце девяностых.

Позитивную психологию можно рассматривать в качестве научного отражения одержимости позитивом в современной культуре. Ее процветание началось в 1998 г., когда президентом Американской психологической ассоциации стал Мартин Селигман. До этого он был известен в основном благодаря своей теории о выученной беспомощности как факторе депрессии.

Выученная беспомощность — это состояние апатии или, во всяком случае, недостатка воли к тому, чтобы изменить болезненный опыт, даже когда существует возможность избежать боли.

Основанием для этой теории послужили опыты, в ходе которых собак били электрическим током. Когда Селигману надоело мучить животных (что и понятно) и захотелось чего-то более жизнеутверждающего, он обратился к позитивной психологии.

Позитивная психология уже не ставит в центр внимания человеческие проблемы и страдания, что было характерно для этой науки раньше (Селигман иногда называет обычную психологию «негативной»). Скорее, это научное исследование хороших аспектов жизни и человеческой природы. В частности, рассматривается вопрос о том, что такое счастье, как его достичь и какие существуют позитивные черты характера.

Став президентом ассоциации, Селигман воспользовался своим положением для продвижения позитивной психологии. Это удалось ему так хорошо, что сейчас даже существуют отдельные учебные программы, центры и научные журналы, посвященные этой теме. Немногие — если вообще какие-то еще — концепции в психологии столь стремительно и широко распространялись в массы.

То, что позитивная психология так быстро стала частью культуры ускорения и инструментом оптимизации и развития, заставляет задуматься.

Конечно, совершенно нормально изучать факторы, которые делают нашу жизнь лучше и повышают работоспособность. Однако в руках тренеров и коучей — или воодушевленных руководителей, прошедших краткие курсы по «позитивному лидерству», — позитивная психология быстро превращается в удобный инструмент подавления критики.

Социолог Расмус Виллиг даже говорит о фашизме позитива, который, по его мнению, проявляется и в позитивном мышлении, и в концепции позитивного подхода к изменениям. Это понятие описывает форму контроля сознания, которая возникает, когда человеку разрешается думать о жизни только в позитивном ключе.

По своему личному опыту могу добавить, что самый отрицательный опыт ведения научных дискуссий, несомненно, связан у меня именно с позитивной психологией. Пару лет назад я критически отозвался о позитивной психологии в женском журнале и газете, и реакция была весьма бурной и неожиданной.

Три датских специалиста, которые профессионально занимаются позитивной психологией (и чьих имен я не буду здесь называть), обвинили меня в «научной недобросовестности» и отправили жалобу руководству моего университета. Обвинение в научной недобросовестности — самое серьезное из существующих в научной системе.

В жалобе говорилось, что я выставляю позитивную психологию в однозначно плохом свете и намеренно смешиваю область исследования с практическим применением.

К счастью, в университете жалобу категорически отклонили, но меня такая реакция сильно обеспокоила. Вместо того чтобы написать письмо в редакцию и вступить в открытую дискуссию, позитивные психологи решили очернить меня как профессионала перед руководством университета.

Я упомянул этот случай, потому что вижу некую иронию в том, что позитивные психологи так активно избегают открытой научной дискуссии. Видимо, все-таки есть пределы открытости и позитивного подхода!

(К счастью, спешу добавить я, далеко не все представители позитивной психологии ведут себя таким образом.)

Как ни парадоксально, этот инцидент подтвердил мою идею тирании позитива . Негатив и критику (особенно самой позитивной психологии!) нужно искоренять. Очевидно, тут хороши любые средства.

Позитивный, конструктивный, восприимчивый лидер

Если вы когда-нибудь сталкивались с позитивной психологией (например, во время учебы, на работе, на мероприятиях по развитию персонала) и вас просили рассказать об успехах, тогда как вам хотелось обсудить досадную проблему, то вы, возможно, чувствовали неловкость, хотя и не понимали почему. Кому же не хочется быть продуктивным и компетентным специалистом и развиваться дальше? Во всяком случае, современные руководители охотно оценивают и поощряют своих подчиненных. […]

Современный руководитель уже не выступает как жесткий и сильный авторитет, который отдает распоряжения и принимает решения. Он практикует форму мягкой власти, «приглашая» сотрудников к разговору об «успехах», чтобы «достичь максимального удовольствия от работы».

Забудьте о том, что до сих пор существует четкая асимметрия власти между руководством и подчиненными, а одни цели намного более реальны, чем другие.

Например, недавно на моей (в остальном замечательной) работе предложили сформулировать «видение» развития нашего института. Когда я сказал, что нам нужно стремиться стать средним институтом, это не вызвало воодушевления. Я имел в виду, что это реалистичная и достижимая цель для маленького университета в датской провинции.

Но теперь все должно быть «мирового уровня» или входить в «топ-5», а путь туда, несомненно, доступен только тем, кто сосредоточен на возможностях и успехах. Это можно назвать принудительным позитивом. Годится только лучшее, а чтобы его добиться, надо просто не бояться мечтать и мыслить позитивно .

Как утверждают критики принудительного позитива, в том числе и вышеупомянутая Барбара Хелд, чрезмерная сосредоточенность на позитиве может привести к такому явлению, как «обвинение жертвы».

Это значит, что всевозможные человеческие страдания или неприятности объясняются тем, что человек недостаточно оптимистично и позитивно относится к жизни или что у него недостаточно «позитивных иллюзий», которые защищают некоторые психологи, включая Селигмана.

Позитивные иллюзии — это внутренние представления человека о самом себе, немного искаженные в лучшую сторону.

То есть человек считает себя немного умнее, способнее и эффективнее, чем есть на самом деле. Результаты исследования (хотя они не вполне однозначны) говорят о том, что люди, страдающие от депрессии, на самом деле смотрят на себя более реалистично, чем те, кто от депрессии не страдает.

Однако существуют опасения, что из-за позитивного подхода общество требует от людей быть позитивными и счастливыми, и это парадоксальным образом создает страдания, так как многие чувствуют вину, если не всегда счастливы и успешны. […]

«Жизнь трудна, но это само по себе не проблема. Проблема в том, что нас заставляют думать, что жизнь не трудна.»

Другая причина критики, которая тем не менее связана с предыдущей, — это преуменьшение роли контекста, что характерно для некоторых аспектов позитивного подхода. Если утверждается, что счастье человека зависит не от внешних факторов (социально-экономическое положение и так далее), которые якобы играют очень незначительную роль, а от внутренних, то вы сами виноваты, если несчастливы.

Как пишет Селигман в своем бестселлере «В поисках счастья», уровень счастья лишь на 8–15% определяется внешними обстоятельствами — например, живет человек при демократии или диктатуре, богат он или беден, здоров или болен, образован или нет.

Важнейший источник счастья, утверждает Селигман, кроется во «внутренних факторах», которые поддаются «сознательному контролю».

Например, можно создавать позитивные чувства, благодарность, прощать обидчиков, быть оптимистом и, конечно, полагаться на свои ключевые сильные стороны, которые есть у каждого человека.

Получается, что для того, чтобы стать счастливым, нужно найти свои сильные стороны, реализовать их и вырабатывать в себе позитивные чувства. Подчеркнутое значение «внутреннего», которое якобы поддается сознательному контролю, ведет к возникновению проблематичной идеологии, согласно которой нужно просто не отставать от других и развиваться — в частности, развивать способность к позитивному мышлению, чтобы выжить в культуре ускорения.

Барбара Хелд предлагает альтернативу принудительному позитиву — жалобы. Она даже написала книгу, где рассказывает, как научиться брюзжать. Это что-то вроде литературы по саморазвитию для жалобщиков. Книга называется «Хватит улыбаться, начинайте брюзжать» (Stop Smiling, Start Kvetching).

«Кветч» — слово из идиша, и точнее всего оно переводится как «брюзжание».

Я не специалист по еврейской культуре (почти все знания о ней я почерпнул из фильмов Вуди Аллена), но мне кажется, что традиция жаловаться на все и вся способствует счастью и удовлетворенности. Как приятно собраться вместе и побрюзжать! Это дает обширные темы для разговоров и определенное чувство солидарности.

Основная мысль книги Хелд заключается в том, что в жизни никогда не бывает хорошо все абсолютно. Иногда все просто не так плохо. Значит, причины для жалоб всегда найдутся.

Падают цены на недвижимость — можно посетовать на обесценивание капитала. Если же цены на недвижимость растут, можно пожаловаться на то, как все вокруг поверхностно обсуждают растущий капитал.

Жизнь трудна, но, по мнению Хелд, это само по себе не проблема. Проблема в том, что нас заставляют думать, что жизнь не трудна. Когда спрашивают, как дела, ожидается, что мы скажем: «Все отлично!». Хотя на самом деле все очень плохо, потому что вам изменил муж.

Учась фокусироваться на негативном — и жаловаться на него, — можно выработать в себе механизм, который помогает сделать жизнь более сносной.

Однако брюзжание — это не только способ справляться со сложными ситуациями. Свобода жаловаться связана с умением смотреть в лицо реальности и принимать ее такой, какая она есть. Это дает нам человеческое достоинство, в отличие от поведения вечно позитивного человека, который яростно настаивает, что не бывает плохой погоды (только плохая одежда). Бывает-бывает, мистер Счастливчик. И как приятно жаловаться на погоду, сидя дома с кружкой горячего чая!

Нам нужно вернуть себе право брюзжать, даже если это не ведет к положительным изменениям. Но если может к ним привести, то тем более важно.

И обратите внимание, что брюзжание всегда направлено вовне. Мы сетуем на погоду, политиков, футбольную команду. Виноваты не мы, а они! Позитивный подход, напротив, направлен внутрь — если что-то не так, надо работать над собой и своей мотивацией. Во всем виноваты мы сами.

Безработные не должны жаловаться на систему социальной помощи — а иначе можно прослыть лентяем, — ведь можно просто взять себя в руки, начать мыслить позитивно и найти работу.

Источник:
Как позитивное мышление портит нам жизнь
Экология жизни: Постоянные попытки «мыслить позитивно» и «стать лучшей версией себя» привели людей к эпидемии депрессии…
http://econet.ru/articles/176971-kak-pozitivnoe-myshlenie-portit-nam-zhizn

Позитивная психология

Удивительная формула счастья, если детальнее разобраться в этой теме, находится прямо перед нами. Все, что нужно делать, – это получать удовольствие от жизни, поддерживать других людей и помогать им, стараться жить полной жизнью, развиваться и как можно чаще проявлять свои лучшие качества. Все это относится к области позитивной психологии – направлению, не просто берущему за основу академические исследования и их результаты, но и использующему практические методы достижения благополучия и счастья. В этой статье мы поговорим именно о нем.

Позитивная психология: определение и краткая история

Позитивная психология – это особое психологическое направление, изучающее положительные аспекты человеческой психики. Если классическая психология фокусируется на проблемах и патологиях, то предмет исследований позитивной психологии – все, что помогает человеку достигать счастья.

Базой для появления этого направления психологической науки стала гуманистическая психология и идеи ее сторонников, таких как Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт и другие. По одному из мнений, первым человеком, употребившим понятие «позитивная психология» стал именно Маслоу (работа «Мотивация и личность»). Но в середине 20 века уже достаточно много психологов говорили о том, что пора ученым сосредоточивать усилия не на патологиях и болезнях, а на стимулировании психического здоровья.

Основание же направления позитивной психологии принадлежит американскому психологу Мартину Селигману, ставшему впоследствии президентом Американской психологической ассоциации. Известность пришла к нему благодаря его исследованиям по излечению депрессии, а также необычной истории с экспериментами, которые он проводил, и в результате которых обнаружил феномен «выученной беспомощности». Эти эксперименты и послужили предпосылкой для появления нового направления.

Изучая беспомощность, ученый построил свои изыскания по типу метода академика Павлова, и решил использовать для работы собак. Он разделил их на три группы:

  • Собаки первой группы получали удар током, но имели возможность избежать этого, нажимая носом на кнопку. Имея способ воздействия на раздражитель, животные могли контролировать ситуацию.
  • Собаки второй группы получали удар током, но кнопки у них уже не было, а значит, и ситуацию контролировать они не могли.
  • Собаки третьей группы не получали удара током.

Спустя некоторое время, всех собак поместили в ящик, где была перегородка, через которую животные могли легко перескочить. Экспериментатор пускал ток к ящику: собаки первой и третьей групп перепрыгивали заграждение, избегая тем самым неприятного удара. А вот собаки из второй группы, не имея опыта контроля ситуации, оставались на месте, просто ложились и скулили, причем усиливающиеся удары не меняли их поведения. Таким образом, будучи не в силах изменить ситуацию, собаки привыкали к беспомощности.

Конечно же, выученной беспомощностью сегодня уже никого не удивишь, и это понятие часто присутствует в лексиконе множества людей. Однако если сказать кому-то о сознательном оптимизме, легко заметить, что с ним знакомы немногие. Что же он означает?

Поэкспериментировав с собаками, Селигман переключился на людей, используя более гуманные методы. Полученные результаты привели его к выводу, что человек вполне может воздействовать на свое мышление и, как следствие, на поведение. И уже это убедило его, что такой навык помогает преодолевать неприятности и проблемы даже при систематическом их появлении. Этот феномен и был назван «сознательным оптимизмом».

Мартин Селигман, как основоположник позитивной психологии, убежден в том, что человек является не жертвой обстоятельств, а творцом своей жизни. А сам подход полезен не только для лечения болезней, но и для развития сильных сторон человеческой психики.

Несмотря на то, что идеи позитивной психологии обсуждались еще в середине минувшего столетия и находили немало сторонников, не существовало никакой исследовательской базы и указаний на то, какие конкретно элементы психического здоровья должны рассматриваться в первую очередь.

Сегодня же, благодаря трудам Селигмана и его соратников, позитивная психология обзавелась четкой структурой и необходимым практическим инструментарием, а ее выводы подкреплены многочисленными научными экспериментами и клиническими исследованиями. А что касается современных последователей позитивной психологии, то среди них есть далеко небезызвестные люди, такие как Джон Хайдт, Дэниэл Гильберт, Альберт Бандура, Чарльз Снайдер, Михай Чиксентмихайи, Эд Эндер и многие другие. (Кстати, книги этих авторов стали бестселлерами и завоевали огромную популярность).

И теперь есть смысл более конкретно поговорить об основах позитивной психологии и ее влиянии на жизнь человека. Но прежде предлагаем немного отдохнуть от чтения и посмотреть выступление Мартина Селигмана на конференции TED.

Позитивная психология: концепция и влияние на жизнь человека

Итак, Селигман указывает на то, что важнейшее значение психология должна придавать упорству в достижении целей, надежде и вере в лучшее, способности к творчеству и другим позитивным аспектам человеческой жизни. Исходя из этого, он указал три направления, на которые нужно ориентироваться:

  • Социальные институты, которые помогают развивать человека и способствуют его счастью. Здесь речь идет о здоровых локальных социальных сообществах, здоровой среде на рабочем месте, свободных СМИ, здоровой семье, демократии и т.д.
  • Позитивные черты характера человека. К ним относятся эмпатия, альтуризм, щедрость, юмор, прощение, поиск смысла, творчество, доброта, честность, любовь, духовность, мудрость и т.д.
  • Позитивные эмоции и индивидуальное ощущение счастья. Имеются в виду конструктивные мысли, наполненность жизненной энергией, уверенность в себе, оптимизм, удовлетворенность жизнью и т.д.

В современной классической психологии можно найти просто невероятное количество самых разных психических недугов, и она в обязательном порядке должна искать их причину и устранять. Но устранение причин – это далеко не все, ведь после этого «внутри» человека возникает пустота, которая не заполняется ничем другим.

Помимо этого, в большинстве случаев индивидуальный жизненный опыт, а также опыт прошлых поколений учит человека тому, как жить именно в состоянии постоянного несчастья и как принять причины этого состояния. Это и есть та самая формула выученной беспомощности, которую вывел Мартин Селигман.

Сотни лет людей никто, кроме отдельных выдающихся личностей, активно не учил, как становиться счастливыми. По этой причине пустота, которая появляется после стандартного лечения, скорее всего, снова заполнится деструктивными и мешающими нормально жить мыслями и ощущениями.

Однако можно направить людей по другому пути, показав им сильные стороны ума и научив пользоваться ими; показав, как можно самостоятельно формировать чувства счастья и радости. В результате люди избавятся от выученной беспомощности и обретут сознательный оптимизм, и от этого их жизнь начнет в корне меняться.

Позитивная психология – это уход от устаревающей концепции повышения самооценки человека. Приверженцы этого направления считают, что причина множества психических расстройств кроется далеко не в ней, как и высокая самооценка совершенно не гарантирует счастливой жизни. Самооценка является всего лишь показателем того, насколько человек удовлетворен своей жизнью. Так что и вкладывать все свои силы в работу над самооценкой не имеет какого-то особенного смысла.

Как профессиональные психологи, так и сами люди должны устремлять свои усилия в трех направлениях, о которых мы уже сказали выше (социальные институты, черты характера, эмоции). Исходя из этого, перед каждым человеком, независимо от обстоятельств, которые его окружают, появляется несколько выборов.

  • Продолжать мыслить негативно, винить себя и других в своих неудачах, фокусироваться на проблемах, опускать руки и переставать верить в свои силы, культивировать желание отомстить и т.д.
  • Начать мыслить позитивно, научиться делать выводы, основываясь на своем опыте, искать выход из сложных ситуаций, культивировать веру в свою способность что-либо изменить, и делать все возможное для реализации радостных и вызывающих положительные эмоции событий.
  • Смириться с обстоятельствами.
  • Стараться изменить обстоятельства и искать другие варианты действий.
  • Общаться с пессимистически настроенными людьми, быть участником конфликтов с окружающими, принять все плохое, как есть, заниматься бесполезными делами.
  • Сменить круг общения и окружить себя позитивными людьми, стараться понимать других людей и их взгляды, пытаться вызвать положительные перемены, найти для себя более полезное занятие – нечто развивающее и заставляющее расти.

Попробуйте сами вглядеться в эти выборы и задуматься о них – вероятнее всего вы заметите, что это именно то, о чем еще в древние времена нам пытались сказать великие мыслители и светлые умы. У человека есть выбор – он может сам решать, как лучше ему жить, а не продолжать существовать так, как это делали его предки, и не следовать кем-то предначертанной ему судьбе. И здесь можно указать на еще один мощнейший посыл: любой человек, взявший на себя ответственность за происходящее в своей жизни, становится тем, кто сам определяет свой дальнейший путь!

Звучит все это классно и здорово, но как же этого добиться? Какие есть реальные методы или упражнения, позволяющие достичь таких выдающихся результатов и наполнить свою жизнь счастьем и радостью?

Практическая позитивная психология предполагает индивидуальный подход к каждому отдельно взятому человеку. Разрабатываются специальные программы, использующие методы визуализации, метод вопросов и ответов, метод проговаривания ключевых идей, методы арт-терапии и т.д.

Но, естественно, далеко не каждый может вот так просто взять и обратиться к специалисту за помощью. И для людей, у которых этой возможности нет, Селигман и его коллеги разработали пособия, где содержатся самые подробные описания наиболее эффективных методик и упражнений для самостоятельного применения и выполнения. Обо всех мы, конечно же, не расскажем, но все же рассмотрим несколько популярных.

А для более глубокого изучения темы позитивной психологии и соответствующих практик советуем вам почитать книги Селигмана «Путь к процветанию», «В поисках счастья» и «Новая позитивная психология»

Вообще, в позитивной психологии выделяется два основополагающих подхода к работе с человеком:

  • Индивидуальное восприятие счастья (все, что может сделать счастливым конкретного человека, например, позитивное восприятие себя и своей жизни, уверенность в своих силах, энтузиазм и оптимизм, наслаждение, удовольствие и прочие положительные эмоции).
  • Высшие психологические и индивидуальные качества людей (все, что можно отнести ко всем людям, к примеру, поиск смысла жизни, творчество, духовность, любовь, чувство реальности и т.д.).

Позитивная психология предлагает человеку работать над формированием этих добродетелей и качеств (составляющих основу позитивного настроя и позитивного мышления) при помощи совершенно разных методов. Среди самых востребованных и распространенных можно назвать:

  • Метод аффирмаций
  • Метод афформаций
  • Метод браслетов

Давайте разберемся, в чем же состоит их суть.

Не будем подробно рассказывать, что такое аффирмации (если не знаете, почитайте нашу статью «Аффирмации»), а скажем вкратце: аффирмации – это короткие положительные утверждения, смысл которых – заменить негативные установки на позитивные, а также уверенные высказывания, ставящие акцент на желаемом (любви, здоровье, карьере, деньгах, счастье и других значимых для человека вещах).

Аффирмации предназначены для эффективного перепрограммирования сознания. Этот метод позитивной психологии настраивает человека на достижение и привлечение в свою жизнь того, чего ему, по его мнению, не хватает. Проще говоря – на исполнение желаний. Учитывая то, что зачастую то, во что верит человек и в чем он убежден, и его подсознательные установки расходятся с тем, чего он хочет. Аффирмации позволяют найти между этими противоположностями баланс. Это и приводит к желаемому результату.

Аффирмации могут выглядеть так:

  • «Моя жизнь наполнена счастьем и радостью»
  • «Каждый день я получаю от жизни только положительные эмоции»
  • «Я привлекаю к себе успех и богатство»
  • «Мое тело абсолютно здорово»
  • «Людям нравится общаться со мной»
  • «Я живу в гармонии с самим собой и окружающим миром»
  • «Все, что я делаю, я делаю с любовью и заботой»
  • «Я достоин только самого лучшего, и каждый день это приходит в мою жизнь»
  • «Мой мозг работает на сто процентов»
  • «Я добиваюсь успеха в любом деле, которым приходится заниматься»

Как правило, аффирмации человек составляет для себя самостоятельно, но есть и уже готовые (некоторые вы можете найти в статье «Мощные аффирмации на каждый день»). Самое главное – произносить такие выражения максимально осознанно, а не автоматически. Также не следует использовать частицу «НЕ», которая не воспринимается подсознанием, являясь отрицательной.

Эффективная аффирмация вызывает положительные эмоции и ощущения, тем самым заменяя негативные установки на позитивные. Чем сильнее работает воображения при декламации утверждений, тем быстрее они доходят до подсознания и начинают «работать». О том, почему иногда эффекта не достигается, читайте в нашей статье «Почему аффирмации не работают».

Афформации являются аналогом аффирмаций. Но если в аффирмациях человек формулирует утверждения в положительном ключе, то в афформациях он формулирует вопрос. Например, к утверждению «Людям нравится общаться со мной» можно задать вопрос: «Почему людям нравится общаться со мной?» и т.д.

Это упражнение активизирует мыслительные процессы, ведь мозг начинает усиленно искать ответы на задаваемые вопросы. Но самое интересное в том, что он сам же и найдет их, т.е. подтвердит аффирмацию. Как раз это и заставляет человека и реальность вокруг него меняться в лучшую сторону.

Эффект при использовании афформаций приходит быстрее, а правила их составления аналогичны правилам создания аффирмаций. На эту тему даже пишутся интереснейшие книги – почитайте работы Хэла Элрода, Александра Свияша и, конечно, Мартина Селигмана.

Метод браслетов эффективен для избавления от вредных привычек, и не только на уровне тела, но и на уровне мыслей. Заключается он в том, что человек надевает на руку браслет, и носит его до того момента, пока старая привычка не искоренится или не заменится на новую.

С помощью данного упражнения люди перестают негативно мыслить, жаловаться на жизнь, осуждать других, выражаться нецензурными словами и т.д. Можно иди и по иному пути – чаще говорить комплименты, ежедневно читать, звонить родным, делать каждый день хотя бы одно действие, приводящее к заветной цели, и т.п.

Как известно, привычку можно сформировать за 21 день, поэтому и браслет носится такое же количество дней (при желании этот срок можно увеличить). Если же какое-то правило, которое человек обязался соблюдать, им не соблюдается (например, обвинил кого-то в своем плохом настроении или не почитал книгу), браслет надевается на другую руку, а отсчет начинается заново.

Если же говорить о профессиональной позитивной психологии, то специалисты зачастую прибегают к разным эпосам, былинам и притчам, помогающим их клиентам переосмыслить свои проблемы и иначе взглянуть на себя, ситуацию и жизнь в целом.

Как бы то ни было, любые методы и упражнения позитивной психологии и психотерапии преследуют цель сформировать в сознании человека конкретное мировоззрение и закрепить его принципы:

  • Абсолютно все можно изменить
  • На все есть свои причины
  • Мы можем сами задавать направление своей жизни
  • Мир справедлив и щедр
  • В мире всего хватит на всех
  • За все происходящее ответственность несем только мы
  • Причины всех событий кроятся в наших мыслях
  • Жизнь любого человека – это самая великая ценность

Чтобы понять и принять эти идеи, необходимо всеми силами культивировать в себе позитивный настрой на жизнь. Это значит, что мы должны верить в то, что все, чего мы хотим, обязательно осуществится. Именно поэтому нужно как можно чаще говорить себе: «Я сумею», «Я смогу», «Я достоин» и другие подобные слова. Девиз позитивного настроенного и позитивно мыслящего человека – «Изменяясь сам, я меняю свою жизнь».

Если мы действительно хотим ощутимых положительных перемен в своей жизни, мы должны научиться сами выбирать свои реакции на то, что подбрасывает нам сегодняшний день, жить здесь и сейчас, понимать неповторимость каждого момента. Все больше научных исследований подтверждают тот факт, что эмоции воздействуют на восприятие, и благодаря позитивной психологии мы можем сделать так, чтобы начали преобладать именно положительные эмоции.

Находить новые решения, справляться со сложными задачами, трудностями и проблемами, адекватно воспринимать критику и действия других людей, радоваться жизни и получать от нее удовольствие, иметь верных друзей и ни с кем не конфликтовать – все это возможно. Нужно лишь правильно настроиться и заботиться о том, чтобы этот настрой оставался с нами и внутри нас всегда. Именно этому и учит позитивная психология.

На этом мы подводим итог, а чтобы вы могли еще больше настроиться на позитивную волну, уделите пару минут на прочтение и повторение нескольких классных аффирмаций. И будьте счастливы уже сегодня!

Источник:
Позитивная психология
Позитивная психология: как обрести счастье уже сегодня
http://4brain.ru/blog/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

Позитивная психология

Позитивная психология — отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека (как индивида и в качестве члена различных человеческих общностей).

Цель — научно-психологическое исследование оптимального функционирования человека, поиск факторов, которые способствовали бы благополучному существованию и расцвету индивидов и сообществ.

Позитивная психология возникла в конце 1990-х главным образом по инициативе американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж.Вейланта, Э. Динера, М. Чиксентмихали и др., хотя идеи позитивности в психологии и психотерапии обсуждались и ранее.

Селигман и его последователи полагают, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности — к позитивности, от концепции болезни — к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества. Позитивная психология стремится обратить внимание психологов на то, что люди делают хорошо, понять и использовать в психологической практике адаптивные и творческие элементы психики и поведения человека, объяснить в терминах психологии, «почему несмотря на все трудности, которые окружают их во внешнем мире, большинство людей живут осмысленной жизнью, которой можно гордиться» (Sheldon, King 2001, p. 216).

Психология сейчас занимается преимущественно тем, что плохо в жизни человека и в отношениях между людьми. Она как бы «забыла» о сильных сторонах, концентрируясь на человеческих слабостях, ориентируется преимущественно на то, чего человеку «не хватает». Чрезмерное внимание уделяется таким явлениям как «болезни», «дистрессы» и т.д. В современной клинической психологии до сих пор господствует т. н. ДСМ (DSM) — 800-страничная классификация человеческих несчастий, используемая в диагностических целях. В результате, например, нам известно многое из психологии предрассудков, насилия, но мы ничего не знаем о психологии щедрости, героизма и т.д.

Согласно Селигману, современная психология по сути дела «стала виктимологией (от лат. victima — жертва)». Человек рассматривается в ней как принципиально-пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т.н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств. Усилия психологов традиционно направлены на то, чтобы повысить самооценку людей. В частности, считается, что низкая самооценка ведет к депрессии, подростковой беременности, суицидам, насилию, злоупотреблениям алкоголем и наркотиками, а повышение самооценки может оказаться лекарством от всех этих недугов. Однако, например, террористы-самоубийцы, руководители преступных организаций и дети-насильники как раз обладают высокой самооценкой.

Выделяются три основных раздела позитивной психологии:

1) субъективное ощущение счастья (позитивные эмоции — наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своем будущем — оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);

2) высшие индивидуально-психологические человеческие качества (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение и сочувствие, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т.д. (можно сказать, что позитивная психология занимается тем, что в истории гуманитарного знания называлось «добродетелями»));

3) позитивные социальные институты (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Согласно позитивной психологии, человеческое счастье не является результатом «работы генов» или «работы судьбы» — человек может жить счастливо, используя присущие ему и составляющие его качественную специфику сильные качества.

Только поняв и адекватно используя их, можно действительно помочь человеку достичь удовлетворения жизнью, реализовать все возможности, которые нам дарит судьба, больше реально сделать в частной жизни (например для своей семьи), в своей профессиональной деятельности, для общества (локального сообщества и человечества в целом.

Высшие человеческие качества составляют также необходимый ресурс для преодоления негативных психических состояний (напр., депрессии).

В концепции «потока» (flow), введеной М. Чиксентмихали, говорится о том, что для каждого человека существует виды деятельности, позволяющие ему делать именно то, что ему хочется. Время как-бы останавливается, и человек лишь мечтает о том, чтобы эта деятельность никогда не кончалась. Когда же он делает то, что ему не хочется и у него часто все плохо получается, — тогда, можно сказать, что он находится «вне потока». Например, как горнолыжник, который вместо того, чтобы наслаждаться видом гор, думает, что вот-вот упадет, и озадачен тем, как себя вести, чтобы этого не случилось. Рядом исследователей в позитивной психологии (Э.Динер, Д. Канеман) изучается субъективное (психологическое) благополучие (well-being).

Является ли материальное благополучие и его преумножение достаточным в психологическом смысле? Будет ли человек более счастливым, став обладателем еще бoльшего количества денег, домов и машин. Результаты исследования американского социального психолога Д. Майерса показали, что, в то время как средний доход американцев с 1960 по 1990 возрос в два раза, процент людей, которые считают себя счастливыми, значительно снизился. Хотя многие люди субъективно связывают счастье с деньгами и материальным благополучием, самые несчастливые (по психологическим критериям) американские подростки живут именно в богатых семьях.

Ранее психологи предполагали, что, если человеку удастся избавиться от негативных эмоций, их место автоматически займут позитивные. Но если у человека, например, есть работа и достаточно денег, то перестанет ли он беспокоиться по тем или иным поводам и автоматически перейдет к счастливому существованию? Для того чтобы стать оптимистом, недостаточно лишь перестать быть пессимистом.

Как и научная психология, психотерапия до сих пор тоже работала с человеческими слабостями (и это довольно тяжело, как для клиентов, так и для психотерапевтов), но должна бы также опираться на сильные стороны человека. Если вы взаимодействуйте с людьми на основе того, что они делают хорошо, они будут рады об этом говорить — это не только техника установления контакта с клиентом, а самостоятельная терапевтическая стратегия и, можно предположить, что если человек посвятит жизнь развитию своих позитивных качеств, его недостатки и проблемы уйдут сами по себе либо приобретут для него не столь болезненную значимость.

Гуманистическая психология возникла как учение, противопоставившее себя позитивизму, сциентистскому движению в психологии, как в «форме бихевиоризма», так и в «форме психоанализа». При этом гуманистическая психология испытала сильное влияние контркультуры, проявившееся в стремлении самореализоваться, не связывая себя обязательствами перед другими людьми, в вере в способность человека к самосовершенствованию, в недоверии к экономическим и политическим способам улучшения существования человека, в важности самораскрытия личности «здесь и сейчас», гедонизме, иррациональности и оккультизме.

В России к направлении позитивной психологии близок Синтон-подход и деятельность Тренингового Центра «Синтон???????».

Позитивная психология имеет своих критиков. См.>

Источник:
Позитивная психология
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/pozitivnaya-psihologiya

Позитивная психология

Позити?вная психоло?гия — направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. В отличие от классической психологии, которая ориентируется в основном на проблемы и патологии, основными темами исследований позитивной психологии является то, что способствует достижению счастья людей (например, оптимизм, поток, доверие, прощение и солидарность). Эта область исследований стремится раскрыть природные способности человека и сделать опыт жизни более удовлетворительным.

Основой направления была гуманистическая психология, позитивная психология опиралась на достижения Гордона Олпорта, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса [1] , согласно одной из точек зрения впервые термин «позитивная психология» в своей книге «Мотивация и личность» (1954) [2] применяет Маслоу. Он и другие представители гуманистической психологии в работах 1950-х—1960-х годов призывали психологов больше обращать внимание на стимулирование психического здоровья, чем на лечение болезней и патологий. Среди современных исследователей в этой области наиболее известны Эд Динер, Михай Чиксентмихайи, Чарльз Снайдер, Альберт Бандура, Дэниел Гильберт и Джон Хайдт.

Основателем позитивной психологии как академической области является Мартин Селигман [3] , который, при избрании президентом Американской психологической ассоциации в 1998 году, свою речь посвятил именно этому новому направлению психологии. В своем выступлении Селигман подчеркнул, что в течение предшествующих пятидесяти лет психология занималась исследованием и лечением всевозможных патологий, не обращая внимания на позитивные аспекты жизни человека, такие, как способность к творчеству, надежда или упорство в достижении своих целей. Селигман призвал своих коллег «восстановить равновесие» и предложил три основных направления для будущих исследований:

  • положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (например, наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);
  • позитивные черты характера человека (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т. д.);
  • социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

Речь Селигмана вызвала большой интерес у его коллег, в том числе у таких известных психологов, как Кристофер Петерсон (Christopher Peterson), Эд Динер (Ed Diener) и Михай Чиксентмихайи, благодаря чему идеи позитивной психологии очень быстро превратились в новое направление в психологической науке [4] .

Согласно научным исследованиям последних лет, положительные эмоции делают восприятие мира человеком более открытым и позволяют исследовать и находить новые решения проблем. Кроме того, положительные эмоции делают человека более дружественным, а с увеличением количества друзей человек получает лучшие шансы эволюционного выживания [5] .

В настоящее время, существуют три школы позитивной психологии:

Центр позитивной психологии (англ. Positive Psychology Center, PPC ) [6] находится в Соединенных Штатах Америки. Первым этапом работы центра было создание классификации сильных сторон и положительных черт индивида (по аналогии с «классификацией патологий», которой является нозологическая система DSM-IV). В 2004 году Селигман и Петерсон опубликовали список из 24 положительных черт человека, разделённых на 6 групп [7] :

Список Селигмана и Петерсона был составлен на основе того, какие черты характера имеют наибольшую ценность в различных культурах и религиях [7] .

На основе этого списка впоследствии был создан вопросник VIA-Survey (en:Values in Action Inventory of Strengths), состоящий из 240 вопросов (этот вопросник бесплатен и доступен в Интернете [1], на данный момент он переведен на 17 языков).

На основе ответов на вопросник VIA-Survey было выявлено, какие черты характера наиболее способствуют преодолению депрессии и достижению счастья. Этими чертами характера являются:

Опросник VIA-Survey может использоваться в психотерапии следующим образом: клиенту предлагается оценить свои сильные стороны с помощью вопросника VIA-Survey, а затем попытаться использовать эти сильные стороны различными новыми способами (например, каждый день недели пробовать новый способ). Рекомендуется также каждый день отмечать в своем дневнике три счастливых события, которые произошли в этот день, а также записывать, какие действия привели к этим счастливым событиям [4] .

Центр прикладной позитивной психологии (англ. Centre of Applied Positive Psychology, CAPP ) [9] находится в Великобритании. Руководителем центра является Алекс Линли (англ. Alex Linley ). Основным направлением исследований является использование идей позитивной психологии в профессиональной сфере. В центре CAPP был создан вопросник Realise2, позволяющий определить, какими способностями и сильными сторонами характера обладает индивид, а также установить, в какой степени он использует эти достоинства в своей повседневной жизни (вопросник Realise2 на данный момент существует лишь в англоязычной версии). Исследователи центра CAPP также разрабатывают методики, позволяющие максимизировать использование сильных сторон индивида и минимизировать негативный эффект того, что является слабыми или недостаточно развитыми аспектами его личности [4] .

Этот исследовательский центр создан Институтом Гэллапа в Соединенных Штатах Америки. Его основателем стал психолог Дональд Клифтон (Donald O. Clifton). На основе идей Клифтона в институте Гэллапа был разработан вопросник Strengthsfinder, 2001), на данный момент переведенный на 24 языка, в том числе на русский («Раскройте свои сильные стороны»).

По словам Кирка Шнайдера, позитивная психология не может объяснить прошлые негативные события, например, действия нацистской партии или сталинские репрессии. Кроме того, Шнайдер указал на исследование, где позитивная иллюзия искажает реальность [10] . Позитивное настроение может стать неспособным к психологическому росту и склонным удерживать расовые предубеждения. Негатив, иногда проявляющийся в легкой и умеренной депрессии, напротив, коррелирует с меньшим искажением реальности. Поэтому негатив может сыграть важную роль в динамике человеческого процветания [11] . Селигман признавал в своей работе точку зрения о положительной иллюзии [12] .

Ян Семпел в издании The Guardian, отметил, что «позитивные психологи также обвиняются в том, что они прячут головы в песок и игнорируют тот факт, что у подавленных, даже просто несчастных людей, есть реальные проблемы, с которыми нужно иметь дело». Семпел цитирует Стивена Волина, клинического психиатра, что исследование положительной психологии — это просто повторение более старых способов мышления, и что существует не так много научных исследований, которые могут поддержать эффективность этого метода [13] .

Барбара Хелд утверждала, что, хотя позитивная психология вносит вклад в область психологии, она имеет свои недостатки. Она предложила разобраться в таких темах, как отрицательные побочные эффекты положительной психологии, негатив в позитивном психологическом движении и нынешнее разделение в области психологии, вызванное различными мнениями психологов о положительной психологии. Она также подняла проблему упрощенного подхода некоторых психологов в применении позитивной психологии [14] .

Источник:
Позитивная психология
Позити?вная психоло?гия — направление психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. В отличие от классической психологии, которая ориентируется в основном
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Позитивная психология и позитивная психотерапия: отличия и общие черты

Позитивная психология и позитивная психотерапия: отличия и общие черты.

Психологам и психотерапевтам работающим в методе позитивной психотерапии, очень часто приходится пояснить как клиентам, так и коллегам из других направлений суть своего названия, так как Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана воспринимается как синоним позитивного мышления и позитивной психологии.

Было бы полезно проанализировать эти понятия и найти, что объединяет Позитивную психотерапию, позитивную психологию и теории позитивного мышления, и в чем их отличия. С одной стороны, это даст возможность правильно позиционировать Позитивную психотерапию Н.Пезешкиана среди современных научных методов психотерапии, а с другой стороны, покажет зоны сотрудничества с представителями других «позитивных» направлений.

Понимание позитивной психологии имеет свои кросскультурные особенности. Так, в Америке позитивной психологией называется основанное в 90-х годах 20 века Мартином Селигманом и его коллегами движение в психологии, направленное на научное исследование оптимального функционирования человека. В Украине, России и ряде стран постсоветского пространства под позитивной психологией обычно понимают эзотерически-философские теории позитивного мышления, представленные работами Мирзакарима Норбекова, Натальи Правдиной, Валерия Синельникова, Александра Свияша, Георгия Сытина, Луизы Хей и других.

Цель статьи: выявить общие и отличительные черты Позитивной психотерапии Н.Пезешкиана, с одной стороны, и позитивной психологии М.Селигмана и теорий позитивного мышления, с другой.

На наш взгляд, позитивная психотерапия Н.Пезешкиана и позитивная психология М.Селигмана имеют ряд общих идей.

В отличие от эзотерически-филососфских теорий позитивного мышления, позитивная психотерапия и позитивная психология являются современными научными подходами.

Позитивная психотерапия основана в 1968 году немцем иранского происхождения, профессором Носсратом Пезешкианом; признана, как самостоятельный метод современной научной психотерапии Европейской Ассоциацией Психотерапии (1996) и Всемирным Советом Психотерапии (2008). Н.Пезешкиан удостоен Главной Медицинской Премии Германии Ричард-Мартин-Прайс в области гарантии качества (1997), был номинирован на Нобелевскую премию в медицине и физиологии (2009). Всемирная ассоциация Позитивной Психотерапии (WAPP) координирует работу Центров, Институтов и Ассоциаций Позитивной психотерапии более чем в 20-ти странах мира.

Позитивная психология возникла в США в конце 1990-х, главным образом, по инициативе американского психолога Мартина Селигмана, избранного в 1997 году президентом американской психологической ассоциации, и его коллег Дж.Вейланта, Э.Динера, М.Чиксентмихали и др. Первая рабочая встреча по позитивной психологии состоялась в г.Акумаль (Мексика) в январе 1999 г. Главные спонсоры движения позитивной психологии – Организация Гэллапа, фонд Темплтона, университет корпорации «Тойота» в США. Основана Европейская Ассоциация Позитивной Психологии. В России идеи позитивной психологии , как научного направления популяризирует Дмитрий Леонтьев, доктор психол.наук, проф.факультета психологии МГУ. Директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества [1].

Важным объектом исследования в Позитивной психотерапии и позитивной психологии является потенциал человека: базовые и актуальные способности (Н.Пезешкиан) [3-4], сильные качества личности (М.Селигман) [5] (Табл.1).

Потенциал личности в терминах Позитивной психотерапии Н.Пезешкиана и позитивной психологии М.Селигмана.

Вторичные Актуальные способности

  • Аккуратность / Порядок
  • Бережливость / Экономность
  • Точность
  • Пунктуальность
  • Вежливость / Сдержанность
  • Открытость / Прямота
  • Честность / Искренность
  • Верность
  • Послушание
  • Справедливость
  • Целеустремленность
  • Прилежание / Старательность / Трудолюбие
  • Надежность
  • Обязательность
  • Креативность (оригинальность)
  • Любознательность (интерес, поиск нового, открытость опыту)
  • Беспристрастность (справедливость, критичность мышления)
  • Любовь к знаниям
  • Социальный интеллект (эмоциональный интеллект, личный интеллект)
  • Гражданство (социальная ответственность, лояльность)
  • Честность
  • Благоразумие, предусмотрительность
  • Благодарность
  • Духовность (религиозность, вера, миссия)
  • Точка зрения (мудрость)
  • Настойчивость (упорство, прилежание)
  • Живость (интерес, энтузиазм, энергия)
  • Доброта (великодушие, забота, сострадание, альтруистическая любовь, «правильность»)
  • Лидерство
  • Смирение / Скромность
  • Саморегуляция (самоконтроль)
  • Оценка красоты и превосходства
  • Чувство юмора
  • Храбрость (доблесть)
  • Целостность (подлинность)
  • Любовь
  • Прощение и милосердие
  • Надежда (оптимизм, ориентация на будущее)

Представители обоих направлений проводят психофизиологические исследования взаимосвязи активностей правого и левого полушарий мозга. Так, в позитивной психологии при исследованиях происхождения положительных эмоций было установлено, что основой переживания человеком счастья является именно взаимосвязь активностей обоих полушарий головного мозга [видео]. В позитивной психотерапии для активизации обоих полушарий в работе с клиентом используются рассказывание притч, историй, афоризмов, пословиц и анекдотов, создание метафорических образов и т.п.

Значимое место в Позитивной психотерапии и позитивной психологии отводиться изучение социальных институтов. Н.Пезешкиан отмечал, что «психотерапия до недавнего времени занималась индивидом и укреплением его Я-функции, тогда как качественные характеристики отношений в партнерстве, в семье и в отношениях к непосредственно значимому социальному окружению вовсе не рассматривались» [2, с.219]. Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана рассматривает стадии взаимодействия и формы партнерских отношений, анализирует модели подражания: Я, Ты, Мы, Пра-Мы. Одним из трех основных разделов позитивной психологии М.Селигмана является изучение позитивных социальных институтов, таких как демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества и т.п.

В то же время, позитивная психология и Позитивная психотерапия имеют ряд существенных отличий.

Позитивная психология и представляет собой развитие гуманистической психологии в направлении ее большей научности. Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана, являясь конфликт-центрированной и ориентированной на ресурсы, относится, с одной стороны к психодинамическим методам, а с другой стороны к гуманистической психотерапии. Это отличие отражено и в происхождении названий: позитивная психология от слова «позитивный», а Позитивная психотерапия – от латинского слова «positum», что означает фактический, данный, тот, что есть на самом деле.

Позитивная психология М.Селигмана изучает исключительно положительные вещи:

  1. Субъективное ощущение счастья (позитивные эмоции – наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своем будущем);
  2. Высшие индивидуально- психологические человеческие качества (мудрость, любовь, духовность и т.д.);
  3. Позитивные социальные институты [6-7].

Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана направлена на активизацию первичных и вторичных актуальных способностей человека. При этом конфликтная природа личности не игнорируется, а конфликты (актуальные, внутренние, базовые), макро- и микротравмы рассматриваются как потенциал развития человека.

Это методологическое и теоретическое отличие направлений находит свое продолжение и в методике оказания психологической помощи человеку. Практика позитивной психологии основывается на следующем предположении: если человек посвятит жизнь развитию своих позитивных качеств, его недостатки и проблемы уйдут сами по себе, либо приобретут для него не столь болезненную значимость. Поэтому работа с клиентом в русле позитивной психологии ограничивается преимущественно тем, что в Позитивной психотерапии называется принципом надежды и реализуется на первом («Дистанцирование»), третьем («Ситуативное ободрение») и пятом («Расширение целей») этапах работы с клиентом. С точки зрения Позитивной психотерапии принцип баланса в практике позитивной психологии не соблюдается.

Отличие Позитивной психотерапии Н.Пезешкиана от эзотерически-философских теорий позитивного мышления (М.Норбеков, Н.Правдина, В.Синельников, А.Свияш, Г.Сытин, Л.Хей и т.д.) также отражено в самом происхождении названий. Позитивное мышление – это мышление исключительно о положительном; это система взглядов на окружающий мир, базирующаяся на следующих основных концепциях:

  • Мир справедлив и виноватых нет;
  • Мир изобилен;
  • Любовь к себе есть основа жизни;
  • Человек сам отвечает за все, что с ним происходит;
  • Все, что происходит с человеком, лишь отражает те мысли, которые есть в его голове, и сам человек есть то, что есть его мысли;
  • Каждый человек по своей природе волшебник и через свое подсознание получает доступ к сотворению себя и своей судьбы.

Позитивная психотерапия («positum») стимулирует клиента к адекватному восприятию всех граней реальной жизни, включая и позитивные, и негативные.

В тоже время, объединяющим для Позитивной психотерапии и теории позитивного мышления является выявление и изменение установок клиента: стереотипов мышления (эзотерически-философские направления), базовых концепций клиента (Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана). Целью теорий позитивного мышления является изменение имеющихся у человека установок на положительные. Одна из целей Позитивной психотерапии состоит в выявлении базовых концепций человека по отношению к своему телу, деятельности, социальным контактам, будущему (балансная модель) и расширение этих концепций, предоставление человеку большей свободы выбора.

Позитивная психотерапия Н.Пезешкиана провозглашает идею объединения различных методов психотерапии. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразным является установление и поддержания диалога не только с представителями, например, психоанализа, клиент-центрированной, поведенческой или других методов психотерапии, а и с коллегами из «позитивных» подходов.

Источник:
Позитивная психология и позитивная психотерапия: отличия и общие черты
Психологам и психотерапевтам работающим в методе позитивной психотерапии, очень часто приходится пояснить как клиентам, так и коллегам из других направлений сут …
http://www.b17.ru/blog/69807/

Позитивная психология или наука быть счастливым

Пытаясь побороть трудности, люди забывают, что есть в их жизни и хорошие моменты. Возможно, преодолевая неудачи, есть смысл создавать счастливые моменты? Или хотя бы изменить свое отношение к событиям? Этим вопросом занимается позитивная психология. Но все ли так однозначно? Может ли она заменить классическую психологию? Возможно, этот подход просто отвлекает людей от реального решения проблем? Отнесемся к прочтению этой статьи позитивно.

Позитивная психология — это наука, изучающая положительные стороны человеческой психики. Несмотря на всю очевидность, данное направление возникло только в середине прошлого века. Истоки этого учения уходят своими корнями в психологию гуманистической направленности. Основатель данного подхода – психолог из США Мартин Селигман. К слову, в конце девяностых годов он возглавил Американскую ассоциацию психологов. Торжественную речь на этом событии посвятил вопросам позитивной психологии. В сравнении с привычной психотерапией, она направлена не на борьбу с патологией, а исследует пути достижения счастья.

Стоит отметить, что с момента своего появления, это учение регулярно подвергается критике. Например, искажение реальности благодаря позитивным иллюзиям, упрощенный подход к целому ряду вопросов, а также сбегание от проблем, вместо их решения. Как бы там ни было, позитивная психология прочно вошла в идеи мирового научного сообщества, имея целый ряд преимуществ и рациональных «зерен». О них поговорим далее.

Формирование позитивной психологии проходило благодаря работе целого ряда ученых. Среди них: Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Эд Динер, Джон Хайдт, Алекс Линли, Дональд Клифтон и др. К главным темам относится несколько масштабных сфер:

  • Эмоции, приносящие ощущение счастья (оптимизм, наслаждение, уверенность в своих силах, удовлетворенность, доверие);
  • Позитивные черты характера (доброта, юмор, духовность, альтруизм, мудрость);
  • Внешние факторы, положительно влияющие на людей (гуманизм, признание, система ценностей, социальная среда).

Согласно мнению сторонников позитивной психологии, положительные эмоции дают человеку большую конкурентоспособность, улучшают качество его жизни, расширяют социальные связи. В совокупности эти факторы значительно дополняют инструментарий человека в преодолении трудностей на пути достижения успеха. По принципу обратной связи позитивное мышление притягивает в жизнь человека хорошие события и удачу.

Несмотря на отдельную критику, позитивная психология была довольно тепло воспринята мировым научным сообществом. Даже создано три центра по исследованию этого явления. Один из них расположен в Европе, два – в Соединенных Штатах Америки.

Учрежден при Университете Пенсильвании в США. Руководит Центром создатель позитивной психологии – Мартин Селигман. Вместе с другим известным ученым Кристофером Петерсоном он составил перечень 24 позитивных черт характера, объединенных в шесть типов (человечность, мудрость, справедливость, воздержание, смелость, трансценденция). Благодаря этому появился уникальный тест VIA-Survey, который состоит из 240 пунктов, помогающих осознать свои преимущества.

Еще один американский центр внедрения позитивной психологии, основанный психологом Дональдом Клифтоном. На базе этого научно-исследовательского учреждения также разработан опросник, который переведен на несколько десятков различных языков.

Это заведение базируется в Великобритании. Руководит ним Алекс Линли, который вместе с командой изучает прикладное применение этой науки. Созданный ими опросник Realise 2 помогает распознать сильные стороны человека и степень их проявления. Акцент в исследованиях сделан на подавление личностных недостатков.

Наличие нескольких специализированных исследовательских центров свидетельствует в пользу того, что позитивная психология – серьезное научное направление, которое заслуживает тщательного изучения. Она не ограничивается сугубо теоретической ценностью, позволяя широко применять свои достижения на практике. Об этом поговорим далее.

Позитивная психотерапия — это разновидность психотерапии, направленная на преодоление внутриличностных конфликтов, посредством развития способностей человека. Учитывая, что создатель метода Носсрат Пезешкиан – немец с иранскими корнями, то его творение вобрало в себя рационализм Запада в симбиозе с мудростью Востока.

С 1996 года позитивная психотерапия официально признана мировым сообществом психологов, а в 2009 году ее автор удостоен Нобелевской премии.

Свои исследования Носсрат Пезешкиан разделил на четыре главных блока:

  • Лечебный – собственно психотерапия;
  • Педагогический – воспитание личности и профилактика отклонений;
  • Транскультурально-социальный – межкультуральное сознание;
  • Междисциплинарный – взаимодействие с другими психологическими науками.

Позитивный подход к лечению психических заболеваний человека, в совокупности с профилактикой их возникновения, сделали этот метод одним из самых популярных в мире.

Применять методы позитивной психологии можно самостоятельно.

Инструментарий этой науки разнообразен, но для повседневного применения достаточно овладеть тремя методами:

  • Метод самовнушения;
  • Метод вопросов;
  • Метод браслетов.

Рассмотрим их по отдельности.

Этот подход еще называют аффирмациями. Они представляют собой короткие позитивные фразы, которые помогают поменять негативные психические установки на положительные эмоции. Например, «Людям приятно со мной общаться», «Я успешен», «Я ценный сотрудник» и т.д. По принципу обратной связи, положительные утверждения начинают притягивать в жизнь человека позитив.

Известен также под названием афформации, то есть вопросы, заданные в позитивном ключе. Благодаря им можно перефразировать утверждения, озвученные ранее. «Почему людям приятно со мной общаться?» и т.д. Этот метод помогает активизировать мышление в направлении поиска своих сильных сторон. К слову, позитивный эффект от применения афформаций достигается намного быстрее. Находя ответы, человек подтверждает свои аффирмации, тем самым начиная сильнее в них верить.

Помогает перебороть вредные привычки или слабости. Рекомендуется надеть браслет, символизирующий свой недостаток, не снимая его, пока привычка не изменится. Этот метод активизирует проактивность человека, показывает ему, что необходимо брать ответственность за свою жизнь на самого себя. Демонстрирует, что недостаток лишний и его надо просто «снять».

Позитивная психология, в отличие от многих академических дисциплин – это наука на каждый день. Она помогает всегда пребывать в состоянии душевного равновесия, верить в свои силы, преодолевать трудности. Для ее применения необязательна посторонняя помощь. Достаточно овладеть несколькими приемами и регулярно применять их, наполняя жизнь ощущением радости и счастья.

Источник:
Позитивная психология или наука быть счастливым
В статье рассмотрена позитивная психология. Приведены основные идеи и постулаты. Описана позитивная психотерапия и ее значение для поддержания психического здоровья
http://wikigrowth.ru/razvitie/pozitivnaya-psihologiya/

CATEGORIES

COMMENTS