методики воспитания детей

Методики воспитания детей

Самые лучшие методика раннего воспитания и развития ребёнка

В последние десятилетия появилась целая плеяда блестящих педагогов-реформаторов, выдвинувших множество интересных идей в области обучения и воспитания детей. Разумеется, их изыскания базируются на мировом опыте, накопленном за многие столетия существования человеческого общества.

Учеба и воспитание — древнейшая сфера познания человека, она древнее не только цивилизации, но и вообще бытия, ибо воспитывают свое потомство все живые существа.

Известны школы воспитания Спарты, Афин, Рима, средневековой Европы и множество других школ, кардинально менявших подход к воспитанию подрастающего поколения. Современный мир с его новыми общественными отношениями опирается в основном на гуманистическую традицию, заложенную еще в эпоху Возрождения. В частности, это относится к методике коллективного воспитания, заложенной «Kindergarten» Фридриха Фребеля и вальдорфской школой.

Понятно, что и эти принципы во многом устарели, хотя самые ценные наработки по-прежнему широко используются во многих воспитательных и образовательных учреждениях, тем более что многие талантливые педагоги давно выступают инициаторами совершенно иных методов воспитания, которые получили несколько расплывчатое определение раннее развитие.

Впрочем, новый подход отнюдь не снизил дискуссионный накал по поводу эффективности подобных систем воспитания. Дело в том, что существует множество методик раннего развития ребенка и все они очень разные. Авторы одних уверяют, что обучение чтению можно начинать с рождения, другие призывают не торопиться до поступления в школу. Кто-то считает приоритетным физическое развитие, кто- то — интеллектуальное или эмоциональное. Кроме того, некоторые скептики высказывают мнение, что это просто мода и принуждение к излишним затратам тех родителей, которые желают дать своему ребенку хорошее образование и достойный старт в будущее.

Есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точное определение им дать довольно трудно. Так обстоит дело с понятием раннее развитие. Что это такое? Насколько оно необходимо? Стоит ли лишать ребенка детства. и т. д.

Очевидно, что каждый ребенок индивидуален, развивается в собственном темпе, осваивает свои возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему.

Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Если та или иная функция не формируется к определенному возрасту, обычно говорят о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или нуждается в поддержке взрослых.

Стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги — и он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из проверенных методик, учить ребенка чему-либо (естественно, играя, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от того, как он сам разговаривал совсем недавно). Он начинает поражать родителей умом, памятью, изобретательностью, творческой жилкой. Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто ничем не занимался. Это можно назвать ранним развитием ребенка.

Проблема в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, которую предлагают в школе. Он с трудом учится считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это может сказаться на овладении школьными дисциплинами.

Наш сайт не агитирует за какую-либо методику и не дает ответа на вопрос «что лучше?». Авторы наших статей в данном случае выступает как обозреватель, своего рода хроникеры тех процессов, которые происходят в современной педагогике.

При этом, конечно же, все персоналии, представленные на страницах сайта, — признанные в мире авторитеты, а их методики вполне соответствуют определению «классические». Читателям нашего сайта наверняка будет интересно узнать, что думают люди, посвятившие всю жизнь тому, чтобы нам было легче и радостнее воспитывать детей, которым предстоит жить в таком стремительном индустриальном XXI веке.

Познакомившись с той или иной системой воспитания, родители всегда сумеют найти наиболее интересные способы обучения и самое необходимое, в чем нуждается малыш. Главное — не забыть о самом ребенке, о том, что, едва появившись на свет, он уже является личностью, причем такой, какую взрослые, может быть, и не ожидали увидеть, со своим характером, привычками, симпатиями и антипатиями. В любом случае, нравится вам это или нет, необходимо уважительно относиться ко всем еще не сформировавшимся качествам, даже тем, которые сначала покажутся не совсем обычными.

Это означает лишь одно: взрослые не имеют права посягать на свободу пусть еще и несмышленого человечка, внушать ему страх перед родительским авторитетом. Ребенок неизбежно обратится за помощью ко взрослому, естественным образом признав его умственное и физическое превосходство. Такое естественное доверие к старшим является лучшей заменой пассивного послушания и страха перед силой.

Чтобы заслужить доверие ребенка, важно с первых самостоятельных шагов внушать ему одну простую истину: «Ты свободен! Делай так, как считаешь нужным. Я тебе верю». Только почувствовав собственную свободу и самостоятельность, ребенок научится ценить и признавать свободу окружающих.

Разумеется, это не упраздняет возможность четко следовать установкам тех или иных классических методик воспитания, которых сегодня достаточно много, чтобы выбрать оптимальную. Единственное условие: путь этот должен быть осторожным, щадящим и непременно гуманным. Выбор, каким бы он ни был, всегда за главными педагогами и воспитателями — родителями. Они никогда не должны забывать, что в их руках самый совершенный и универсальный метод воспитания — здравый смысл и любовь к своему ребенку.

Методики воспитания детей

Мама и папа всегда хотят дать ребёнку только самое лучшее, в том числе и воспитание, обучение. Но одно это желание вряд ли покажет отличные результаты, ведь в воспитании малыша играет огромная роль сама обстановка, общение родителей с ним и друг с другом, выбор детского садика и затем – школы. Какие методики воспитания детей являются на сегодняшний день самыми эффективными? Об этом будет наша статья.

Обзор самых популярных методик воспитания детей:

Врач и педагог, Глен Доман разработал методику для воспитания и развития самых маленьких детей. Он полагал, что наибольший эффект имеет активное обучение ребёнка и его воспитание до возраста семи лет. Методика рассчитана на способность малыша усваивать очень много информации, которую подают ему по специальной системе – используются карточки с написанными словами и предметами, картинки. Как и все остальные методики, она требует от родителей и педагогов разумного подхода и систематичности в занятиях с малышом. Эта методика вырабатывает у малышей пытливый ум, стимулирует раннее развитие речи, дальнейшее скорочтение.

Вальдорфская педагогика — обучаться, подражая взрослым

Интересная методика, которая имеет в своей основе модель подражательства детей поведению взрослых, и, в соответствии с этим, направление детей в воспитании действиями и поступками взрослых людей, без принуждения и строгого обучения. Эта методика наиболее часто используется в воспитании дошкольников, в детских садах.

Эта методика буквально у всех на слуху вот уже много десятилетий. Главная суть этой методики – малыша необходимо учить письму раньше, чем всему остальному – чтению, счёту и т.д. В этой методике предусмотрено также и трудовое воспитание малыша с раннего возраста. Занятия по этой методике проходят в необычной форме, при активном использовании специального сенсорного материала и пособий.

Философ, педагог, профессор, Леонид Береславский утверждал, что ребенок должен развиваться каждую минуту, каждый день. Ежедневно он может научиться новому, и взрослые люди вокруг должны предоставлять малышу такую возможность. Примерно с полуторагодовалого возраста необходимо развивать внимание, память, мелкую моторику у малыша. С трех лет у ребёнка можно развивать логику, пространственное мышление. Эта методика не считается революционной, но такой взгляд на комплексное развитие детей раннего возраста в педагогике возник впервые. Многие считают, что методики Леонида Береславского и Глена Домана имеют большие сходства.

Эта методика является продолжающей, расширяющей базовую методику воспитания Глена Домана. Сесиль Лупан справедливо считала, что ребенок всегда сам показывает, что он хочет узнать в данный момент. Если он потянулся к мягкому шарфу или ковру – необходимо дать ему образцы различных тканей для сенсорного исследования – кожу, мех, шёлк, рогожу и т.д. Если ребенок хочет греметь предметами или стучать посудой, то ему можно показать игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за своими двумя маленькими дочками, Сесиль Лупан выявила закономерности детского восприятия и развития, воплотив в новой методике воспитания, включающей в себя очень много разделов – например, географию, историю, музыку, изобразительное искусство. Сесиль Лупан также утверждала, что с раннего возраста младенцу очень полезно плавание, и это занятие также вошло в её программу воспитания и обучения детей раннего возраста.

Эта уникальная и во многом экстравагантная методика основана на наблюдении Жана Ледлоффа за жизнью индейцев в почти диких племенах. Эти люди имели возможность самовыражаться так, как считали это нужным, а их дети были органично влиты в общую жизнь, и почти никогда не плакали. Эти люди не испытывали злости и зависти, им не нужны были эти чувства, потому что они могли всегда оставаться такими, какие они есть на самом деле, без оглядки на чьи-то принципы и стереотипы. Методика Жана Ледлофа относится к естественному воспитанию детей с раннего возраста, об этом гласит и его книга «Как вырастить ребенка счастливым».

Известный новатор-педагог Николай Зайцев предложил свою особую методику воспитания и обучения детей с раннего возраста, согласно которой его учат читать и говорить, показывая кубики не с буквами, а с готовыми слогами. Николай Зайцев разработал специальное пособие – «кубики Зайцева», которые помогают детям в освоении чтения. Кубики разные по размеру, а надписи сделаны разными цветами. Позже кубики стали выпускать и с возможностью издавать специальные звуки. Малыш учится читать одновременно с освоениями навыков речи, и его развитие значительно опережает развитие сверстников.

Педагоги-новаторы, Борис и Елена Никитины, воспитали в cемье семерых детей. Их методика воспитания основана на активном применении различных игр в обучении детей, в общении с ними. Методика Никитиных также известна тем, что в воспитании они уделяли огромное внимание и оздоровлению детей, их закаливанию, вплоть до обтирания снегом и купаний в ледяной воде. Никитины сами разработали многие пособия для детей – головоломки, задачи, пирамидки, кубики. Эта методика воспитания с самого начала вызывала противоречивые отзывы, и в настоящее время мнение о ней неоднозначно.

Педагогика сотрудничества в методике Шалвы Амонашвили

Профессор, доктор психологии, Шалва Александрович Амонашвили основал свою методику воспитания на принципе равного сотрудничества взрослого с детьми. Это – целая система, в основе которой лежит принцип гуманно-личностного подхода ко всем детям в процессе образования. Эта методика пользуется очень большой популярностью, а в своё время произвела фурор в педагогике и детской психологии. Методика Амонашвили была рекомендована министерством Образования ещё в Советском Союзе для применения в школах.

В основе данной методики – обучение детей музыке с раннего возраста. Доктор доказал, что через музыку ребенок может выражать себя, а также получать от мира нужные ему посылы, видеть добро, делать приятное, любить людей и искусство. Воспитываясь по этой методике, дети рано начинают играть на музыкальных инструментах, а также получают всестороннее и очень богатое развитие. Цель методики – не вырастить музыкантов, а вырастить хороших, интеллигентных, благородных людей.

Мой ребёнок посещает гимназию Сузуки. Мы не выбирали учебное заведение для сына, просто она находилась не так далеко от нашего дома, этот критерий выбора был основным. С детства мы и не замечали, что наш сын любит музыку – он слушал современные песни, если они где-то звучали, но в основном, не обращал на музыку внимания. Через три года наш сын уже играл на виолончели и фортепиано. Он постоянно говорил нам о музыкальных произведениях и концертах, что нам с отцом пришлось соответствовать ребёнку и знакомиться с музыкальным миром. Сын стал дисциплинированным, обстановка в гимназии великолепная, основана на уважении друг к другу. Я бы и не знала об этой методике воспитания, но сейчас, на примере ребёнка, могу утверждать, что она очень эффективная!

Дочка ходит в детский сад, в группу Монтессори. Наверное, это очень хорошая методика, я много о ней слышала. Но мне кажется, что воспитатели и учителя должны проходить в такие группы очень строгий отбор, получать дополнительное обучение. Нам не очень повезло, у дочки стойкая антипатия к одной молодой воспитательнице, которая кричит и ведёт себя довольно резко с детьми. Мне кажется, в таких группах должны работать внимательные спокойные люди, способные понять каждого ребёнка, разглядеть в нем потенциал. Иначе получается не воспитание по известной методике, а профанация.

Методику семьи Никитиных мы частично применяли в семейном воспитании – покупали и изготавливали специальные пособия, у нас был домашний театр. Сын болел астмой, и нам посоветовали эту методику из-за системы закаливания ледяной водой. Честно говоря, я вначале боялась этого, но опыт людей, с которыми мы познакомились, показывал, что она работает. В итоге мы вошли в детско-родительский клуб, который пропагандирует воспитание по Никитиным, и вместе стали закаливать детей, устраивали совместные концерты, походы на природу. В итоге мой сын избавился от жестоких приступов астмы, а главное – он растет очень любознательным и умным ребенком, которого все в школе считают вундеркиндом.

Ожидая дочку, я интересовалась методиками раннего воспитания детей, читала специальную литературу. Однажды мне подарили книгу Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя», и я, просто ради интереса, с самого рождения дочки стала применять некоторые упражнения. Надо было видеть, как я радовалась, когда убеждалась в том или ином приеме. Это были наши игры, и дочке они очень нравились. Чаще всего я практиковала картинки, развешанные перед манежем, кроваткой, разговаривала с дочкой, рассказывала ей всё, на что она показывала. В итоге первые слова она сказала в 8 месяцев – и я убеждена, что это было не произнесение слогов, как утверждают это все, кому я говорила, это было осознанное произнесение слова «мама».

Мне кажется, можно и не придерживаться какой-то одной методики воспитания – а брать из них то, что считаешь необходимым для развития твоего ребёнка. В этом отношении каждый родитель становится педагогом-новатором, имеющим уникальную методику воспитания своего собственного дитя.

Опубликовано января 29, 2013 в рубрике: Дети

Интересные методики, сохранила авторов наиболее понравихшися по описанию. У меня дочка развивается по приложениям в смартфоне. Там есть азбука, когда показывают и говорят букву, а также изображен и озвучен предмет, начинающийся на эту букву. В полтора года доча знает почти все буквы, половину точно. Она смотрит в другое приложение, где просто изображены буквы, без озвучки и сама говорит, что за буква. Ещё я говорю доче, как называются её игрушки и она некоторые почти правильно называет, а другие по первой букве из названия. Например, знает слово зая и как он выглядит, мамантёнка она называет ма-ма:)

читаю ваши отзывы и поневоле о своём милом возрасте вспомнил.Написал отрывочек своей истории 65 лет назад.

ПреступлениЯ и наказаниЯ.

Методики воспитания детей

Вопрос о воспитания маленького чуда в своей семье – вопрос № 1 для любых родителей. Ведь именно от своевременной заботы, полученных знаний и должных навыков зависит вся последующая жизнь малыша. Не зря разрабатываются многочисленные методики воспитания детей, и все новые и новые ученые посвящают этому вопросу все свое время и силы.

В погоне за возможностью стать идеальными родителями не забудьте про самое главное. Какой бы не была используемая вами методика, основной потенциал своих качеств ребенок будет развивать от полученной любви и заботы. Не забывайте делиться с малышом своим теплом.

Практически все создатели действенной методики по основам воспитания детейпользовались своим жизненным опытом. У каждого виден свой подход к решению многих вопросов и проблем, но всех объединяет одно – безграничная любовь к своему малышу.

Воспитание ребенка в дошкольный период должно иметь два основных вектора: непосредственная подготовка малыша к школе, а также открытие в ребенке творческого личностного потенциала. Самой главной задачей, которая в данный период стоит перед родителями и воспитателями – научить дитя самостоятельно рассуждать и мыслить. Ребенок сам должен делать выводы и находить ответы, научиться прислушиваться к мнению других людей. Многие первоклашки испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, им сложно делать успехи в учебном процессе. Вся причина таких проблем – не заложенная родителями база.

Именно поэтому при выборе любой методики воспитания своих детей, позаботьтесь о всестороннем развитии личности ребенка и развитии мелкой моторики (пальцы рук). Дошкольное воспитание малыша начинается еще с младенчества. С первых дней жизни вы должны заложить необходимую платформу для будущих побед и успехов.

Большое внимание уделяйте пальчикам ребенка. Работа ручек способна активизировать различные мозговые центры, которые контролируют развитие мышления и речи. Под постоянным контролем позволяйте малышу играть с маленькими предметами, ваше чадо должно научиться перебирать крохотные детали, это очень благотворно влияет на мозговую активность. Естественно, за этим процессом нужно внимательно следить, чтобы не допустить травматизма и заглатывания деталей.

Выбирая более подходящие методики воспитания для своих детейпозаботьтесь о эффективности метода и о проверке его на определенной целевой аудитории. Рекомендовано использовать известные подходы к воспитанию малышей, которые уже получили определенные медицинские рекомендации и зарекомендовали себя, как надежный способ правильного воспитания.

В свое время Глен Доман создал целую систему по развитию физических и зрительных способностей малышей с первого дня их жизни. Метод требует особого внимания от родителей, систематизации и самодисциплины взрослых. Подходит только для занятий в семье, но считается одним из самых эффективных методов.

Суть данной методики воспитания дошкольных детей заключается в работе со специальными карточками. Ежедневно каждые полчаса ребенку демонстрируются карточки с картинками и словами. При демонстрации изображения родители должны четко и внятно произносить слова. Карточки разделены по сериям и содержат в себе знания из разных областей науки. По прогнозам разработчика метода, уже к трем годам ребенок будет читать, и считать до ста, удивляя всех знакомых своим быстрым развитием. Главным правилом метода является его систематичность и ежедневное применение. Проводить такие процедуры следует с ребенком от самых первых дней и до достижения видимых результатов.

Принцип работы метода базируется на такой естественной функции мозга, как чтение. Глен Доман считает, что чем быстрее ребенок научится читать, тем скорее он сможет продемонстрировать успехи в других сферах своего развития. Дети, которые безукоризненно воспитывались, соответствуя всем правилам методики воспитания детей, прекрасно владеют несколькими языками, демонстрируют невероятную гимнастическую гибкость, играют на музыкальных инструментах, порой на нескольких одновременно. Такие детки заметно опережают своих ровесников по развитию.

По мнению Домана, лучшими учителями для крохи должны стать его родители. В каждом малыше живет гений и именно от родителей зависит – откроется он или нет. Человеческий мозг растет примерно до 6 лет, что ограничивает время для эффективного и действенного обучения. При правильно подобранной тактике, любой малыш добьется видимых результатов.

Основные тезисы методики воспитания детейДомана:

  1. Начинайте обучение с первых дней жизни малыша;
  2. Занимайтесь только тем, что искренне приятно как ребенку, так и его родителям;
  3. Проследите за тем, чтобы обстановка обучения была максимально комфортна;
  4. Искренне радуйтесь каждому успеху крохи и не забывайте про такую необходимую похвалу;
  5. Доверяйте своему чаду и уважайте его личность, он будет это чувствовать;
  6. Не стоит подвергать лишним проверкам знания своего ребенка;
  7. Старайтесь все чаще давать новый материал, который должен быть у вас подготовлен уже заранее;
  8. Если малышу не интересно – немедленно прекратите занятие.

Должное внимание нужно уделять и физическому развитию крохи. Раннее физическое развитие всего организма приведет к быстрому развитию способностей и талантов. В основе методики физического воспитания детейдолжно лежать желание поддержать любые рефлексы – ползанье, хватание, плавание или ходьбу. Чем активнее вы будете поддерживать все начинания крохи, тем быстрее она сможет порадовать вас своими успехами.

Довольно эффективна в своем использовании методика Железновых. Суть этой методики эффективного воспитания детейзаключается в игровой форме подачи полезной педагогической информации для малышей. «Музыка с мамой» — это проект, нацеленный на всестороннее гармоничное развитие личности каждого малыша. Такие занятия не только развивают слух и ритм у ребенка, но и активизируют речь, тренируют голос. Отражаются занятия и на развитии основных качеств: внимательность, эмоциональность, творческие, слуховые и зрительные навыки.

«Музыка с мамой» улучшает общее состояние здоровья крохи, укрепляя мышечный тонус, формируя правильную осанку и делая акцент на здоровом физическом развитии ребенка. Благодаря музыкальным занятиям ребенок становится намного спокойнее, можно говорить о профилактике детских нервозов.

В суть этой методики музыкального воспитания детей вложена возможность развить в вашем чаде навыки общения, как со сверстниками, так и с людьми более почетного возраста. И речь идет не только о вербальном (речевом) общении, но и о невербальном (жесты, мимика, знаки).

Для методики используют либо классическую музыку, либо танцевальную. В любом случае, она должна открывать сознанию ребенка тысячи зрительных образов, возбуждать фантазию и усиливать интерес к прослушиванию. Использование записанных фонограмм помогает развивать деток даже в домашних условиях, хотя для такой методики существуют специальные квалифицированные занятия.

В основах методики такого творческого воспитания детейлежит несколько музыкальных серий, подаваемых на дисках. Они содержат фонограммы, под которые ребенок может петь как при помощи мамы, так и самостоятельно.

Отечественная методика Зайцева воспитания малышей основана на любви вашего ребенка к играм. Это является бесспорным плюсом в развитии растущего организма. Ведь, согласитесь, в легкой, интересной и ненавязчивой форме игры, ребенок может овладеть любыми навыками, получая необходимые знания. Помогает методика более всего для изучения письма, чтения, математики, иностранных языков и для развития логики. В игровой форме намного легче получить и усвоить всю необходимую информацию из программы начальных классов.

В плюсах методики игрового воспитания детейнаходится то, что она позволяет задействовать все органы чувств малыша, повысить его способность воспринимать мир. Для развивающих игр используют специальные кубики, разные по размеру и цвету с написанными буквами. Также широко используют карточки и таблицы, счетные палочки. Желательно использовать такие игры с 2 и до 7 лет включительно.

Существует отличный афоризм: «Не воспитывайте ребенка, он все равно будет похож на вас — воспитывайте себя». Будьте заботливы и внимательны, любите свое чадо, и оно обязательно вас порадует успехами.

Источники:
Методики воспитания детей
Самые лучшие методика раннего воспитания и развития ребёнка. В последние десятилетия появилась целая плеяда блестящих педагогов-реформаторов, выдвинувших множество интересных идей в области обучения и воспитания детей. Разумеется, их изыскания базируются на мировом опыте, накопленном за многие столетия существования человеческого общества.
http://razdeti.ru/rane-razvitie-detei/metodiki-vospitanija-detei.html
Методики воспитания детей
Популярные и известные методики воспитания детей, обзор самых популярных и эффективных, обучения детей, отзывы родителей. А по какой методике вы воспитывали своего ребенка?
http://www.colady.ru/effektivnye-metodiki-vospitaniya-detej-obzor-metodik-otzyvy.html
Методики воспитания детей
Методики воспитания детей
http://zdravyshka.ru/Deti/Doshkolnyj-vozrast/metodiki-vospitaniya-detej.html

COMMENTS