Как изменить нейронные связи в мозгу

Изменяя нейронные связи, мы можем управлять своими эмоциями»

«Изменяя нейронные связи, мы можем управлять своими эмоциями»

У каждого нашего гена есть что-то вроде «регулятора громкости»: он может заявлять о себе едва слышно или в полный голос. Профессор психологии Ричард Дэвидсон — о том, как медитации и практика внимательности меняют наше физическое и эмоциональное состояние.

Psychologies: Вы были одним из первых, кто больше 40 лет назад заинтересовался эмоциями. По вашим словам, тогда это было равносильно научному самоубийству. Что вас заставило продолжить исследования?

Ричард Дэвидсон: Я считал, что эмоциональные реакции рассказывают нечто чрезвычайно важное о том, что значит быть человеком. Еще в юности меня поразило, как по-разному мы реагируем на одни и те же события. Эмоции — основа индивидуальности, именно они делают нас уникальными. Посмотрите вокруг — стоит задуматься о каком-то человеке, как у нас в голове возникает его эмоциональный портрет: насколько он дружелюбен или раздражителен, открыт новому или циничен. Вскоре мне стало ясно, что эмоции напрямую связаны с нашим здоровьем и благополучием. И что если мы научимся их понимать и ими управлять, то сможем улучшить свою жизнь.

Сейчас вы занимаетесь нейрофизиологией эмоций. Что изучает эта научная область?

Она исследует, как соотносятся наши эмоции с процессами, происходящими в нашей центральной нервной системе. Нейронауки — нейробиология, нейрофизиология, нейрогенетика — буквально расцвели в последние 15 лет благодаря новым методам изучения структур головного мозга, прежде всего благодаря МРТ. Мы, например, обнаружили связь между эмоциями и зонами мозга и на основе этих данных описали шесть эмоциональных стилей. Каждый из них отражает один из аспектов нашего поведения и соответствует определенному нейронному контуру в нашем мозге.

Активность отделов мозга и даже их структура могут меняться в результате нового опыта

Например, наша способность испытывать положительные эмоции зависит от работы префронтальной коры и прилежащего ядра. Оптимистичный взгляд на мир характерен для тех, у кого к ядру поступает много сигналов от префронтальной коры. А высокий уровень самосознания, когда мы хорошо осознаем собственные телесные ощущения, соответствует высокому уровню активности в центральной зоне мозга (островке Рейля).

Вы утверждаете, что мы по собственной воле можем менять активность наших нейронных контуров и, как следствие, наши эмоциональные стили?

Безусловно, развитие эмоциональных стилей во многом зависит от наших генов, но вклад жизненного опыта тоже очень велик. Эмоциональные стили формируются в раннем возрасте в ответ на обучение. Мы сегодня знаем, что активность отделов мозга и даже их структура могут меняться в результате нового опыта. Это означает, что мы можем повлиять на свои эмоциональные реакции, если будем решать задачи и делать упражнения, направленные на изменение определенного нейронного контура, его активности или структуры. Например, можно развить у себя способность лучше чувствовать сигналы своего тела, быть более внимательным, смотреть на будущее более оптимистично.

С активностью определенных зон мозга также связаны некоторые заболевания, скажем депрессия или астма. Значит ли это, что, выполняя комплекс упражнений, можно со временем избавиться от страданий?

Важно понимать, что упражнения не вылечивают, но могут существенно ослабить симптомы. В случае с астмой нейронные контуры, которые активируются в ответ на стресс, связаны с воспалительными процессами в легких астматиков. Возможно, если научить больных иначе реагировать на стресс, это изменит соответствующие контуры мозга и уменьшит воспаление, которое считают ответственным за астматические приступы.

Если люди научатся фокусировать внимание на действительно важных вещах, мы будем жить в другом мире

При депрессии мы использовали практику внимательности: учили пациентов осознанно направлять внимание на их негативные мысли о самих себе и о мире вокруг. Но при этом нужно наблюдать их со стороны, просто как мысли, которые приходят и уходят; не отождествляться с ними, а, наоборот, отстраниться. Эта техника существенно уменьшает симптомы депрессии. Но она работает только при условии ежедневной практики, потому что нужно приучить, натренировать свой мозг реагировать иначе.

Вы говорите «направлять внимание», используете в работе практику внимательности. Внимание — что это такое с научной точки зрения?

Внимательность — это то, в какой мере мы способны фокусировать свое внимание и оставаться в этом состоянии, не отвлекаясь, не позволяя своему уму блуждать.

Тогда объясните, как вы определяете медитацию внимательности.

Один из аналогов слова «медитация» в санскрите — «ознакомление». Можно сказать, что на Востоке было развито целое семейство психических практик, которые назвали медитацией. И по сути, это набор различных стратегий для ознакомления человека с его собственным умом. Медитация внимательности относится к такому типу медитации, при котором практикующие учатся намеренно и без суждений направлять свое внимание на объект, эмоцию, мысль. И благодаря тому что они учатся не судить себя, свои действия и психические процессы, а также других людей, они учатся иначе эмоционально реагировать в стрессовых ситуациях.

Я уверен, что практики медитации обладают гигантским потенциалом не только в том, что касается трансформации сознания отдельных людей, но и, как следствие, мира, в котором мы живем. Я думаю, мало кто будет оспаривать тот факт, что если люди на планете станут более сострадательными и добрыми друг к другу, научатся лучше управлять своими эмоциями и своей жизнью, фокусировать свое внимание на действительно важных вещах, мы будем жить совсем в другом мире.

Наверное, лучше начинать учить детей практике внимательности как можно раньше, в возрасте 3–4 лет?

Я рад, что вы об этом спросили, потому что ответ на этот вопрос интересует и меня. В США мы проводим масштабное исследование, в котором участвуют дошкольники 4–5 лет. Для них мы разработали «Программу доброты», которая длится 12 недель. Например, мы просим детей лечь на пол и кладем им на живот небольшие камешки. Затем просим их в течение пяти минут наблюдать за тем, как камешек опускается и поднимается вместе с их животом в такт дыханию. Когда такая короткая практика делается несколько раз в течение дня, за неделю у каждого ребенка в общей сложности набирается 90 минут медитации.

Ученые выяснили, что практики медитации действительно меняют мозг человека

Мы отслеживаем уровень эмпатии у детей, показатели их социального поведения, успеваемость, способность контролировать свои эмоции. Первые результаты показывают, что дети легко осваивают эти техники. Они начинают лучше учиться, лучше себя чувствуют, меньше болеют, лучше взаимодействуют с одноклассниками и взрослыми.

Я вижу у вас за спиной фотографию Далай-ламы. Как на вас повлияла встреча с ним?

Он перевернул мои представления о том, что должно быть предметом научного изучения. Когда мы впервые встретились в 1992 году, он спросил меня: «Почему ученые изучают только болезнь, только негативные эмоции? Почему вы не исследуете счастье?» И этот вопрос меня совершенно потряс. Я буквально потерял дар речи. У меня не было ответа. Действительно, почему кажется очевидным изучать депрессию и тревогу, но мы не используем те же методы для изучения доброты и сострадания?! Именно Далай-лама вдохновил меня на изменение направления моих исследований — и я занялся изучением счастья, доброты, сострадания.

В буддизме страдание связано с неведением; практики медитации помогают устранить неведение и так избавиться от страданий. Можно ли сказать, что психотерапия сегодня согласна с этим постулатом?

Я бы сформулировал мягче. Исследуя как буддийские практики, так и светские разновидности медитации, ученые выяснили, что данные практики действительно меняют мозг и в результате человек становится более здоровым как физически, так и психологически. Также меняется субъективная оценка своего здоровья и благополучия. Но есть те немногие, на кого медитация не действует, и мы пока не знаем, почему это происходит.

Почему одни из нас легко «остывают» после ссоры, а другие долго переживают? Почему кто-то прекрасно чувствует себя, несмотря на неудачу, а кто-то впадает в отчаяние от малейшей неприятности? Ричард Дэвидсон объясняет такое поведение разными «эмоциональными стилями». Мы, как правило, не отдаем себе отчета в том, как они проявляются в нас в той или иной ситуации. Попробуем разобраться.

В нескольких судебных процессах в США обвиняемые в серьезных преступлениях — например, в педофилии — были оправданы судом, потому что причиной такого поведения были опухоли головного мозга или нарушения в его работе. Подсудимые просто не могли вести себя иначе. Но тогда получается, что все мы — заложники своего мозга, своей префронтальной коры или амигдалы?

Это очень серьезный вопрос. Есть ситуации, когда человек действительно не может повлиять на какие-то аспекты своего поведения. И это связано со структурными и функциональными нарушениями в работе его мозга, возникшими в результате травм или органических поражений. Но я уверен, что в более широком смысле мы все должны отвечать за свои действия.

Конечно, на нас воздействуют внешняя среда и специфические особенности функционирования нашего мозга, но в каждом из нас есть «молекула» свободной воли. И я считаю, что мы должны рассматривать друг друга как существ, ответственных за свою жизнь.

Что бы вы сказали родителям сына-подростка, который говорит им, что не может учиться, а может только играть в DotA, потому что такова структура его мозга?

Абсолютно недопустимо позволять подростку манипулировать вами под предлогом, что его мозг так устроен. Но вы можете вместе с ним разработать стратегии, которые помогут ему усилить какие-то нейронные контуры в его мозге. Например, ответственные за способность фокусировать внимание.

Вы с коллегами доказали, что практика внимательности меняет даже. экспрессию генов.

Да, и это очень важные результаты! Всего 8 часов практики внимательности могут изменить экспрессию наших генов. Что это значит? У каждого нашего гена есть что-то вроде «регулятора громкости»: он может заявлять о себе едва слышно или в полный голос. В случае практики внимательности изменить экспрессию — значит приглушить гены, связанные с воспалительными процессами в организме. Это открывает перед наукой и медициной новые горизонты.

И последний вопрос — вы сами медитируете?

Я практикую каждый день, от 30 до 45 минут, обычно 45 минут. Я использую практику внимательности, медитацию любящей доброты и некоторые другие тибетские практики, развивающие доброту и сострадание. И я сейчас совершенно не представляю мою жизнь без них.

Ричард Дэвидсон — нейробиолог, психолог, профессор психологии и психиатрии в Висконсинском университете в Мадисоне.

Почему не стоит безоговорочно доверять своим чувствам? Полемическое выступление психолога Лизы Фельдман Барретт.

Мы привыкли считать обаяние врожденным даром, завидуя тем, кто располагает к себе людей одной улыбкой или наклоном головы. Можно ли этому научиться?

Источник:
Изменяя нейронные связи, мы можем управлять своими эмоциями»
У каждого нашего гена есть что-то вроде «регулятора громкости»: он может заявлять о себе едва слышно или в полный голос. Профессор психологии Ричард Дэвидсон — о том, как медитации и практика внимательности меняют наше физическое и эмоциональное сост
http://www.psychologies.ru/standpoint/richard-devidson-izmenyaya-neyronnyie-svyazi-myi-mojem-upravlyat-svoimi-emotsiyami/

Как изменить нейронные связи в мозгу

Октябрь 20, 2014

О взаимоотношениях основных микронутриентов между собой

Октябрь 19, 2014

Нейроскульптурирование — метод использования нейропластичности

Итак, если обратиться снова к понятию нейропластичности — способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и схемы в ответ на новый опыт и информацию, то получается, что мы можем использовать нейроскульптурирование, чтобы создавать новые нейронные связи в мозгу взамен старых, а взамен старой реакции на привычную ситуацию можем и должны создать новую, креативную.

Вы скажете, так для этого есть НЛП, телесно ориентированная психология, психодрама, расстановки, холистическое дыхание и куча других психотехник — все они по сути пытаются сделать именно это. Соглашусь, но лишь отчасти. Да, все они прекрасно расширяют сознание, позволяют преодолеть… и решить… Но вот для того, чтобы радикально изменить свое сознание, освободить его или помочь в каком-то серьезном нейрорасстройстве, восстановить утраченные в результате несчастного случая нейронные связи или построить новые… для этого, безусловно, нужны другие методы.

Ведь самое главное не только исцелиться от травмы, но и получить доступ к своему творческому началу, и тогда мы сможем на любые ситуации реагировать не шаблонно, как пещерный человек (реакцией, основанной на страхе, нападением и пр.), а видеть ситуацию в целом и придумывать необычный выход.

А для нас, девушек, ключевой недостаток несимпатичных стрессовых волн — это настолько стремительное «старение, как на дрожжах»:), что оглянуться не успеешь, а кожа, как моченое яблочко, и тени под глазами. И оно понятно — серотонин, а за ним и мелатонин не любят бета-волны и на них просто не синтезируются, а потому драматически сокращают свою выработку, а за ними уже начинает подтормаживать и вся остальная гормональная система.

Если вернуться к методам выстраивания новых нейронных связей естественным способом, то я нашла интересную статью Лизы Вимбергер, которая разработала целую программу по «освобождению себя от стресса и страха», включающую в том числе и медитации. По ее словам, эта программа — результат более 30 лет работы со стрессовыми расстройствами. Лиза Вимбергер — основатель Трансперсональной консалтинговой группы, ведет частную практику, а также является членом Национального центра управления кризисными ситуациями.

И вот что она говорит:

«Каждый из нас имеет способность генерировать новые клетки мозга, изменяя свой образ жизни, мышление и способ питания, и этот процесс называется нейрогенез. И теперь мы знаем, что мы можем по своему собственному желанию перемонтировать в том числе и наше нейронное умонастроение!

Мы можем отказаться и перестать быть жертвами генетической предрасположенности к депрессии, тревоге, психическим заболеваниям и стать рассказчиками своей собственной истории жизни…

Во время напряженных состояний и страха вы отключаете способность к обучению и новые нейронные связи не формируются, потому что префронтальная кора (ПФК), ответственная за нашу способность формировать или лепить новые нервные пути, не работает в состоянии страха. К сожалению, многие из нас большую часть времени живут в состоянии постоянного напряжения и страха. И начать контролировать их чрезвычайно важно, потому что стресс — основной враг скульптурировaния и создания новой нейронной карты любой ситуации в нашем мозге.

10 практических советов, которые помогут смягчить стресс и создать новую нейронную карту настроения ума:

Как преподаватель программ Neurosculpting, я всегда удивляюсь, как быстро люди начинают изменять свое мышление в жизни.

Это ответственность человека — лепить свою жизнь и больше не воспринимать себя в качестве жертвы, а писать свои победные истории. Это наше право на здоровье, мир и благополучие. И это наше право узнать, как легко воплотить это в жизнь».

Вот я обязательно все вот это попробую, люблю обновляться, выключать старые шаблоны и хочу тоже построить новые маршруты моим многоуважаемым нейронам в моей собственной голове, пока это за меня не сделал телевизор, газетки и несимпатичные тираны (про них здесь) — известные вызывалы стресса:), чего и всем желаю!:)

Источник:
Как изменить нейронные связи в мозгу
Нейроскульптурирование это создание новых нейронных связей в мозгу взамен старых, а также новых реакций на старые паттерны.
http://themindfulbeauty.com/?p=2740

Как изменить нейронные связи в мозгу

Число нейронных связей в мозге улучшает качество жизни человека

Ум, настроение и удовлетворение жизнью зависят от того, насколько активно разные области мозга общаются между собой. Ученые, выяснившие это, рассказали отделу науки «Газеты.Ru», передается ли повышенное количество нейронных связей по наследству и как можно повысить склонность человека к математике.

На протяжении многих лет ученые думали, что головной мозг взрослого человека остается неизменным. Однако теперь науке точно известно: на протяжении всей жизни в нашем мозге формируются все новые и новые синапсы — контакты между нейронами или получающими их сигнал клетками другого типа. В совокупности

нейроны и синапсы формируют нейронную сеть, отдельные элементы которой постоянно контактируют между собой и обмениваются информацией.

Именно нейронные связи помогают разным областям головного мозга передавать друг другу данные, тем самым обеспечивая жизненно важные для нас процессы: формирование памяти, продуцирование и понимание речи, управление движениями собственного тела. Когда нейронные связи нарушаются (а произойти это может в результате заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, или же из-за физической травмы), определенные области головного мозга теряют способность взаимодействовать между собой. Вследствие этого становится невозможным выполнение какого-либо действия, как умственного (запоминание новой информации или планирование своих действий), так и физического.

Группа исследователей под руководством Стивена Смита из Центра функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга Оксфордского университета решила выяснить, способно ли общее число нейронных связей в мозге каким-то образом влиять на его работу в целом. В ходе исследования ученые использовали данные, полученные в рамках Human Connectome Project — проекта, запущенного в 2009 году. Его целью является составление своеобразной «карты» головного мозга, с помощью которой можно будет понять, какая область мозга отвечает за тот или иной процесс или заболевание, а также каким образом разные области мозга взаимодействуют друг с другом.

Уникальность работы исследовательской группы Стивена Смита заключалась в том, что ученые не концентрировали свое внимание на связях между конкретными областями мозга или на его определенных функциях, а изучали процессы в целом.

Подробнее ознакомиться с полученными данными можно в журнале Nature Neuroscience.

В исследовании были использованы результаты магнитно-резонансной томографии 461 человека. Для каждого из них была создана «карта», на которой показывалось общее количество нейронных связей между всеми областями мозга. Кроме того, каждый участник исследования заполнял анкету, где рассказывал о своем образовании, образе жизни, состоянии здоровья, семейном положении и эмоциональном состоянии. Всего вопросы затрагивали 280 аспектов жизни человека.

Впервые в истории человек с параличом обеих ног восстановил способность ходить

В результате работы удалось выяснить: чем большее количество нейронных связей присутствует в головном мозге человека, тем более «положительным» он является.

Люди, мозг которых был богат контактами между нейронами, как правило, получили высшее образование, не имели проблем с законом, стремились вести здоровый образ жизни, находились в хорошем психологическом состоянии и в целом демонстрировали высокий уровень удовлетворенности жизнью.

Как утверждают авторы исследования, взаимосвязь между количеством нейронных связей и качеством жизни человека была такой яркой и сильной, что сами ученые были поражены этим.

Отделу науки удалось связаться с ведущим автором работы Стивеном Смитом и поговорить с ним о деталях работы.

— Можно ли дать точное объяснение того, почему количество нейронных связей в головном мозге оказывает прямое воздействие на качество жизни человека: например, сказать, что число связей каким-то образом влияет на мозговую деятельность?

— Нет, говорить о таких причинно-следственных связях пока рано, так как все это — предмет сложного и многовариантного корреляционного анализа. Поэтому пока что мы не можем заявить, что мозг, в котором много нейронных связей, заставляет человека учиться на несколько лет дольше (или наоборот — что многолетнее обучение увеличивает количество нейронных связей).

Кстати, на данный момент действительно можно распространять причинно-следственные связи в оба направления — это можно назвать «заколдованным кругом».

— В таком случае каким образом вы собираетесь этот «заколдованный круг» разорвать?

— Та работа, которую мы проделали сейчас — сканирование головного мозга при помощи магнитно-резонансной томографии, — может показать лишь то, насколько тесно связаны между собой те или иные области мозга. Она также отражает множество других биологических факторов меньшей важности — например, демонстрирует точное количество нейронов, связывающих эти области. А вот понимание того, как эти связи влияют на поведение, умственные способности, образ жизни человека, — это основной вопрос, который стоит перед сотрудниками проекта Human Connectome Project.

— Стивен, а существует ли корреляция между числом нейронных связей в головном мозге родителей и детей?

— А вот тут я могу однозначно ответить — да. Существует множество доказательств того, что количество нейронных связей, скажем так, передается по наследству. В рамках нашего проекта мы собираемся изучить это явление более глубоко. Хотя, несомненно, существуют и другие важные факторы, которые влияют на функционирование мозга и формирование нейронных связей.

— А возможно ли — хотя бы теоретически — каким-то образом повлиять на количество нейронных связей и таким образом изменить качество жизни человека?

— Об этом очень сложно говорить в общих чертах. Впрочем, существует множество примеров, когда вмешательства в функционирование головного мозга изменяли поведение человека или улучшали какие-то отдельные показатели его работы. О подобном эксперименте можно прочесть, например, в журнале Current Biology: в статье говорится, что ученым при помощи микрополяризации (метода, позволяющего изменять состояние различных звеньев центральной нервной системы действием постоянного тока. — «Газета.Ru») удалось улучшить математические способности испытуемых.

Можно привести и другой, более простой и обыденный пример: мы же все знаем, что обучение и практика в каком-либо виде деятельности помогают улучшить выполнение этой самой деятельности.

Но ведь обучение — по определению — изменяет нейронные связи головного мозга, пусть иногда мы и не в состоянии это зафиксировать.

Что касается вашего вопроса, то проблема глобального изменения поведения или способностей человека остается масштабным и чрезвычайно интересным объектом исследования.

Источник:
Как изменить нейронные связи в мозгу
Ум, настроение и удовлетворение жизнью зависят от того, насколько активно разные области мозга общаются между собой. Ученые, выяснившие это, рассказали отделу науки «Газеты.Ru», передается ли повышенное количество нейронных связей по наследству и как можно повысить склонность человека к математике.
http://www.gazeta.ru/science/2015/09/30_a_7784219.shtml

Хотите добиться успеха? Перестройте свои нейронные связи!

Хотите добиться успеха? Перестройте свои нейронные связи!

Измените свои старые привычки через перестройку нейронных связей.

Знаете ли Вы, что Вы можете перестроить ваш мозг за счет создания новых нейронных связей? Нейропластичность – это одна из способностей нашего мозга перестраиваться путем формирования новых нейронных связей в ответ на внешние факторы, изменения в жизни, изменения в окружающей среде и т.д..

Пример, как можно перестроить свой мозг.

  1. Определите, какие нейронные связи вы хотите ослабить (например, я хочу уменьшить процент работы ладонями во время массажа).
  2. Определите новые нейронные связи, которые вы хотите укрепить (например, я хочу больше использовать свои локти и предплечья во время массажа).
  3. Разместите напоминание на рабочем месте, (например, на столе поставьте табличку, на которой написано: “Без рук!”) чтобы Вы могли фокусироваться на ней и следили за своими действиями.
  4. Со временем это войдет в привычку, и Вы перестанете забывать про локти и предплечья во время массажа.

Источник:
Хотите добиться успеха? Перестройте свои нейронные связи!
Хотите добиться успеха? Перестройте свои нейронные связи! Измените свои старые привычки через перестройку нейронных связей. Знаете ли Вы, что Вы можете перестроить ваш мозг за счет
http://www.massage.ru/articles/hotite-dobitsya-uspeha-perestroyte-svoi-neyronnye-svyazi

CATEGORIES