диагностика развития ребенка

Диагностика развития детей раннего возраста

Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. Развития малыша происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир. И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит — как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит.

Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения диагностики развития ребенка. С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша. Эти руководства являются хорошими помощниками для родителей, которым небезразличен их ребенок. Таблицы развития ребенка охватывают разные периоды его жизни: от 1 года до 3-х лет, от 1,5 до 3-ьох, существует таблица развития малыша от 3-ьох до 5 лет. Существуют и специальные пособия, с помощью которых есть возможность проанализировать развитие ребенка с 6 до 10 лет. Также можно найти тесты различной «направленности» диагностирования. Условно их можно поделить на 4 группы: методики для диагностики физического развития ребенка; для диагностики интеллектуального развития; для диагностики развития личности; для диагностики отдельных умений и навыков ребенка.

И хоть таблицы и методики весьма разнообразны, все же преимущественное их количество разработано для диагностики развития детей именно дошкольного возраста. Связано это с тем, что как раз в этом возрасте закладывается «фундамент», на котором потом уже вырастет все остальное.

Большую популярность себе снискала Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка. Создана в Мюнхенском университете и институте социальной педиатрии, она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста. Охватывает такие аспекты, как развитие общих движений (ходьба), развитие движений кисти руки, восприятие взаимосвязей, развитие речи, понимание речи, социальное развитие и самостоятельность. Рассчитана методика на диагностирование детей с 9 месяцев и до 3-ьох лет.

Также существует комплексная методика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет, которая позволяет с помощью простых заданий установить степень развития познавательной сферы, оценить развитие памяти и внимания, уровень развития речевой сферы, крупной и мелкой моторики. Для диагностики используются кубики, предметы быта, игрушки (пирамидки и конструкторы), карточки с изображениями. Примерно эти же предметы и по той же схеме используются для диагностики ребенка 3-5 лет.

Для того, чтобы примерно знать, в каком возрасте и какой навык или личностные качества должны у малыша сформироваться, есть смысл вести специальный календарь. Такие календари развития с приблизительной точностью и поправкой на индивидуальность определяют время, когда надо развивать ребенка.

Помимо того, что родители обязаны и сами время от времени проводит диагностику развития, ребенок все же на каждом этапе нуждается и в специализированном психологическом диагностировании. Именно психолог поможет установить степень развития таких важных в будущем для пока еще ребенка качеств, как воля, произвольное поведение, воображение, внимание, творчество, инициативность и социальная адаптированность.

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?

Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

— Ты ведь видела, как движутся облака? Что заставляет их двигаться?

— Когда мы двигаемся, они тоже движутся.

— А ты, например, можешь заставить их двигаться?

— Любой может, если будет ходить.

— А если я хожу, а ты нет, то облака движутся?

— А ночью, когда все спят, они движутся?

— Но ты же говоришь, что они движутся, когда кто-нибудь ходит.

— Они движутся всегда. Кошки, когда они ходят, и потом собаки — они заставляют тучи двигаться.

(По материалам Ж. Пиаже)

— Почему ветер дует?

— Потому что ведь надо помогать людям на парусниках и в спорте, он дует и помогает людям.

(По материалам Л. Ф. Обуховой)

Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

Источники:
Диагностика развития детей раннего возраста
Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. Развития малыша происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир. И от того, как он реагирует на него, проявляет
http://malutka.net/diagnostika-razvitiya-detei-rannego-vozrasta
Диагностика развития ребенка
Детское мышление. Диагностика развития мышления у ребенка.
http://adalin.mospsy.ru/l_01a_03.shtml

COMMENTS